logo search
Копия Социология

37. Сущность и виды социальных групп

Соц. группа – совокупность людей, кот определённым образом взаимодействуют с друг другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения др. людей. Виды соц. групп:

1. Формальные и неформальные (в зависимости от того как создаются – специально или не специально). Деятельность формальных предсказуема. Неформальные: диады (2 чел); триады (3 чел); тетрады (4 чел).

2. Первичные и вторичные. В первичных преобладает эмоциональное общение, вторичные создаются для того, чтобы выполнять соц. обязанности.

3. Малые и большие. Малые: непосредственное общение между членами группы.

4. Обязательные и свободные. В свободной группе если имеем интерес – принимаем участие, не имеем – не принимаем. В обязательной так не будет.

5. Реальные и условные. Реальные создаются в действительности, условные – создаются специально для достижения определённой цели. Эти группы могут выступать в качестве референтных (эталонных).

6. Постоянные и временные.

Параметры соц. группы: структура (определяется типом соц.связи), состав (характеризуются рядом количественных и качественных показателей), нормы (принятые в группе правила, обязательные к исполнению, могут быть общезначимыми и специфическими) и ценности (убеждения относительно целей и способов их достижения), санкции (меры, принимаемые в случае нарушения нормы, бывают запретительные и поощрительные, явные и открытые.), групповые процессы.

В процессе обмена – взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формирование социальных групп.