logo search
Уроки толерантности

4. Насколько я толерантная личность

Цели:

- ознакомить учащихся с основными чертами толерантной личности;

- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Предполагается, что участвующие в занятии уже достаточно знакомы, поэтому могут выполнить это упражнение. Варианты:

1. Участники двигаются хаотично, по сигналу ведущего они останавливаются и говорят рядом стоящему взаимные комплименты (по поводу внешности, личных качеств и т.д.) По новому сигналу ведущего движение возобновляется. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не получат в свой адрес комплименты.

2. Каждый участник получают по 5 бумажных цветков. На цветках пишутся комплименты, цветы вручаются любым пяти членам группы по желанию. Так формируются букеты. Задача ведущего отслеживать, чтобы никто из группы не остался без цветов.

•• Упражнение «Лукошко»

Учащимся выдаются любые заготовки с изображением даров леса (грибы, шишки, ягоды, цветы и т.д.) или просто одинаковые полоски бумаги, на которых пишутся положительные качества личности. Ведущий обходит всех по кругу и собирает в «лукошко» эти листочки. Затем вывешивает их на доску (повторяющиеся черты личности откладываются).

Упражнение «Черты толерантной личности»

Из полученного списка учащиеся выделяют черты толерантной личности (7-10). Затем им предлагается сравнить этот список со списком в заранее заготовленном бланке (см. приложение 1). В ходе обсуждения список корректируется.

После этого все работают индивидуально. Каждый во вновь полученном списке напротив каждой черты ставит баллы от 0 до 5, в зависимости от того, насколько она у него выражена.

Далее ведущий заполняет бланк на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил максимальный балл напротив первого качества личности и т.д. по списку (можно посчитать и среднее арифметическое). Таким образом составляется список качеств толерантной личности с точки зрения участвовавших занятии. В него включаются 5 – 7 качеств, набравших наибольшее количество баллов.

Ребята сравнивают этот список со своим.

На следующем этапе выполнения упражнения (этот этап можно не проводить) начинаются «торги», в ходе которых каждый может «поменяться» с товарищем баллами, соответствующими разным качествам. Например, в числе качеств, попавших в список, имеются «чувство юмора» и «доброжелательность». В личном списке А. чувство юмора получило 5 баллов, а доброжелательность – 0 баллов. В личном списке Б. доброжелательность – 5 баллов, а чувство юмора – 1 балл. Если А. и Б. придут к согласию, А. может передать Б. 2 балла «чувства юмора» (у него останется 3 балла на это качество), взамен может получить 2 балла «доброжелательности». Естественно, один человек может «поменяться» качествами не один раз. Стоит только ограничить торги по времени, выделив на них, например, 5 минут.

Работа с текстом

Упражнение проводится в малых группах (главное условие: количество человек должно соответствовать количеству групп; исходя из этого, текст делится на столько же частей).

Например, число групп, членов в группе и соответственно частей текста – 4.

На первом этапе участники собираются в основные группы, делятся по номерам, получают свою часть текста и расходятся по экспертным группам

На втором этапе «эксперты» изучают и обсуждают информацию. Их задача принести в свою основную группу информацию в более точной, но краткой форме.

На третьем этапе идет обмен информацией в основных группах.

На четвертом этапе группы отвечают на контрольные вопросы ведущего.

В данном случае учащимся предлагается текст на тему «Чем отличается толерантная и интолерантная личность» (см. приложение 2), поэтому вопросы могут быть следующими:

- Какие качества присущи толерантной личности?

- Какие качества характерны для интолерантной личности?

- Согласны ли вы с текстом? Если нет, то в чем?

- Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

Приложение 1

Черты толерантной личности

1. Любознательность

2. Способность к сопереживанию

3. Расположенность к другим

4. Терпение

5. Снисходительность

6. Гуманизм

7. Умение слушать

8. Чувство юмора

9. Чуткость

10. Доверие

11. Умение владеть собой

12. Доброжелательность

13. Терпимость к различиям

Приложение 2