logo search
Копия Социология

28. Сущность интервьюирования

Одним из наиболее распространенных в социологических исследованиях является метод опроса, осуществляемый путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Своими корнями опрашивания идет вглубь истории цивилизации. Как объект, для изучения которого применяется опрос, может выступать социальное сообщество, группа, коллектив, индивид. Различают три разновидности опрашивания: 1) анкетирование, 2) интервью, 3) социометрический опрос. В украинской социологии опрашивания длительное время недооценивалось и начало использоваться лишь с 60-х лет прошлого столетия, да и то недостаточно. В данное время оно стало популярнейшим методом сбора первичной социологической информации.

Интервью - метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом за специально составленным опросником (бланком интервью), который предназначен не для респондента, а для интервьюера (общее руководство к беседе, или как текст, который сообщается респонденту). Свободное интервью представляет собой продолжительную многочасовую беседу. Его применяют на начальном этапе исследовательский приемов информацию. Преимущество его в потому, что благодаря непосредственному контакту с респондентом является возможность видоизменять вопрос соответственно получаемым ответам, ставить; дополнительные вопросы, уточнять ответа и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кроме того, непосредственный контакт с респондентом разрешает фиксировать не только содержание ответов, но и их подтекст, эмоциональная окраска, особенности интонации, внешнюю реакцию.

Свободное интервью представляет собой длительную многочасовую беседу. Его применяют на начальном этапе исследования. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Интервьюер может задавать все вопросы, которые считает нужными, в любой формулировке и последовательности. Задаётся лишь тема: интервью.

Глубинное интервью. Оно отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задаётся также определённый круг вопросов, на которые следует получить ответ.

Фокусированное (направленное) интервью. Его задача – изучение конкретной ситуации. Интервью бывает как с открытыми, так и с закрытыми вопросами.

Интервью близко к анкетированию. Классическим примером его может служить опрос при переписях населения. Оно применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминалистике.

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.