Культура. Основное понятие.
Культура- сложное многогранное, противоречивое явление. Это качественная характеристика человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов, результатов.
Культура - совокупность накопленных человечеством ценностей.
Ценность означает значимость , важность различных предметов и явлений для человека, социальной общности, общества. Система ценностей образует внутренний каркас культуры, выражая потребности и интересы индивидов и социальных общностей.
Представление о культуре как совокупности ценностей определяет понимание культурного человека, присвоившего ( усвоившего) как можно больше этих ценностей. Такой образ культурного человека определяет стратегию социально-культурной деятельности – дать как можно больше культурных ценностей в виде знаний, умений, навыков. Ему соответствует и понимание культуры как определенной сферы жизни общества, в которой эти ценности создаются ( в основном- профессионалами, деятелями и работниками культуры), распространяются и потребляются.
Являясь необходимым условием свободы, индивидуального многообразия и выбора, культура в то же время нормативная система. Ее нормы- ожидания и требования общества к человеку ( от норм повседневного поведения до норм права и морали)
Виды культурных норм:
«Нравы» - нормы, включающие моральную оценку ( моральные и аморальные нравы)
Обычаи- нормы, не связанные с моральными санкциями,- этикет, манеры ( хороший или плохой вкус)
Законы- формализованные нормы, опирающиеся на власть государства или его органов.
Ритуалы, обряды и церемонии- комплекс норм, которые применяются в религиозных, политических и иных институционных группах.
Традиции – передача социального опыта от поколения к поколению.
Культура опредмечивает духовное богатство человека, его способности, знания, умения, привычки, которые в процессе творчества воплощаются в ценности культуры. ( картина, архитектурное здание, скульптурная композиция) .Но само творчество возможно лишь тогда, когда личность распредмечивает ( осваивает) уже существующие ценности культуры. И тем самым творит, меняет, обогащает себя.
Творчество – сложный многогранный процесс, в ходе которого происходит:
Создание новых, социально значимых ценностей
Качественная характеристика деятельности человека
Саморазвитие человека
Подтверждение, доказательство уже известного
Самостоятельный подход к уже известному
Разрушение психологических барьеров, снятие инерции мышления и действия, преодоление стереотипов.
Сегодня все более актуальной становится разработка и реализация оптимальной культурной политики. Государственная и муниципальная политика в сфере культуры должна включать в себя ряд важных направлений:
- соответствие требованиям 21 века к образу современного культурного человека, к качеству жизни в современном обществе
- опора на научно обоснованные показатели культурного развития, на четкие критерии определения приоритетов финансирования комплексных программ культурно-досугового обслуживания
- опора на серьезную информационно-аналитическую базу, на социологическую информацию о культурных потребностях и запросах разных групп населения
- ориентация на оптимальное использование потенциала имеющихся учреждений культуры и информационных средств для обеспечения необходимой культурной информацией, превращение их в центры активной культурно-досуговой деятельности.
- одновременное создание предпосылок для широкого развития разнообразных услуг культурного творчества, и в то же время, преодоления неоправданно большого разрыва в уровне социокультурного развития различных социальных слоев и групп, разрыва между элитарной и массовой культурой.
Министр культуры РФ Александр Авдеев
Министр культуры Нижегородской области Михаил Михайлович Грошев
- Социально-культурная деятельность. Краткая характеристика курса.
- Культура. Основное понятие.
- Сущность социально-культурной деятельности.
- Важнейшие сферы культурной деятельности
- Функции социально-культурной деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности
- Неразрывная связь с жизнью, практическими задачами нашего общества.
- Дифференцированный подход к различным группам населения
- Развитие инициативы и самодеятельности масс.
- Инфрастуктура культуры
- Библиотеки
- Парки культуры и отдыха.
- Учреждения искусств и творческие союзы.
- Учреждения для детей
- Учреждения физической культуры и спорта
- Аудитория учреждений культуры (а.)
- Виды аудитории
- Методы изучения аудитории .
- Общие правила составления анкеты:
- Композиционное строение анкеты
- Демографическая часть ( сведения о респонденте или паспортичка)
- Анализ анкеты по теме «Клуб и досуг»
- 1. Имеете ли Вы отношение к культурной жизни города (посёлка), если да, то какое?
- 6. В вашем дк Вам интересно: