Органическая солидарность
1. Морфологическая (структурная) основа:
основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах);
организованный тип (слияние рынков и рост городов);
большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи);
относительно большой объем населения;
относительно высокая материальная и моральная плотность;
2. Типы норм (воплощенные в праве):
Правила с реститутивными санкциями;
Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного);
3 а) Формальные признаки коллективного сознания:
малый объем;
низкая интенсивность;
низкая определенность;
большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии;
б) содержание коллективного сознания:
возрастающая светскость;
ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения);
Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости;
Абстрактность и общий характер.
Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием (“позитивным” и “негативным”) соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тенниса.
В работе “О разделении общественного труда” эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур (“сегментарных” и “организованных” обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизм в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах.
Хотя “механическая” солидарность в его интерпретации характерна преимущественно для архаических обществ, а “органическая” – для современных промышленных, все же это деление в большей мере носит аналитический характер. Дюркгейм признает сохранение элементов “механической” солидарности при господстве “органической”, и вообще эти категории в его интерпретации выступают преимущественно как “идеальные типы”, по терминологии М. Вебера.
Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему “нормальному” состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования “Самоубийства” (1897) и особенно выхода второго издания книги “О разделении общественного труда” (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.
Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что не помешало ей занять видной место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории; помимо уже упоминавшегося “коллективного сознания”, это, в частности, такие понятия, как “социальная функция” и “аномия”.
Под социальной функцией Дюркгейм понимает отношение соответствия между млением или процессом и определенной потребностью социальной системы. Образцом для подобного понимания функции послужило сложившееся в биологии представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганической школой (органицизмом) в социологии. Соединив присущий органицизму взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социального организма в сравнении с биологическим, Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он считал главной познавательной целью социологии.
Вообще Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считает, что любой более или менее значительный обычай или институт, если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения. В своем труде “Элементарные формы религиозной жизни” в качестве “главного постулата социологии” он провозглашает: “…Созданный людьми институт не может базироваться на заблуждении и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которого не смог бы преодолеть”.
Важное значение для развития социологического знания имело понятие анемии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
Работа “Метод социологии” (заглавие в оригинале – “Правила социологического метода”) вначале была опубликована в 1894 г. в виде статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам опубликованной предыдущей книги, она основана на опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, “Метод социологии” во многом перекликается с “Рассуждением о методе” Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: определения и наблюдения социальных фактов, социологического доказательства, различения “нормальных” и “патологических” явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов.
Сама попытка систематизации и обоснования социологического метода было новым явлением для того времени. Ранее у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в проблематике предметной теории и общей научной методологии.
В “Методе социологии” проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном фундаменте: отсюда его понятие “методическая социология”. Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих трудов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную науку.
В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в “Методе социологии”. Сформулированные в нем “правила” – больше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода методологические заповеди исследователя. В конечном счете, они основываются на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Это этика честного непредвзятого познания. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции Макса Вебера, выраженной в его знаменитой работе “Наука как профессия”.
Исследование Дюркгейма “Самоубийство” в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т.п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийств, обусловленные различной силой влияния социальных ном на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего ее смысл вне ее самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. анемия. Понятие аномия, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку.
Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом.
Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма – “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии”. Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим “элементарным” формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в “чистом виде”, без последующих геологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой. Во-первых, вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в исследование социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии в традиционном понимании. Во-вторых, этот труд содержал в себе попытку построения социологии познания посредством выведения основных категорий мышления из первобытных социальных отношений. Не случайно первоначально Дюркгейм намеревался назвать его “Элементарные формы мышления и религиозной жизни”.
Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру – в естественное, - возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п. Он происходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как “связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть определенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками”.
Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия – это символическое выражение общества, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу – “реальному” объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам книга “Элементарные формы религиозной жизни” явилась выдающимся достижением социологической мысли; научное сообщество единодушно относит к разряду социологической классики. Собственно, бесспорным классиком социологии считается и ее автор.
- Т.А. Марченко социология
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 5. Социология конфликта.
- Глава 6. Социология политики
- Глава 7. Социология общественного мнения
- Глава 8. Социология семьи
- Глава 1. Возникновение и развитие социологии
- 1.1. Что и как изучает социология. Объект и предмет социологического исследования
- 1.2. От метафизики к позитивизму
- 1.3. Позитивная социология о. Конта
- Глава 2. Эволюционизм как разновидность системного подхода
- 2.1. Социальный дарвинизм г. Спенсера
- 2.2. Идея “физиологического разделения труда”
- 2.3. Две эпохи человеческой истории.
- Эволюционизм
- Глава 3. Социология Эмиля Дюркгейма
- 1.1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
- 3.2. “Социологизм” как философское обоснование социологии
- 3.3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Становление структурного функционализма
- Механическая солидарность
- Органическая солидарность
- 3.4.Формальная социология г. Зиммеля
- Основные выводы.
- Глава 4. Социология в России
- 4.1. Процесс институционализации социологии как науки
- 4.2. Первый этап: развитие позитивизма в России: основные направления
- 4.3. Второй этап развития социологии: различные версии неокантианства и марксизма (1890-е г. - начало XX в.).
- 4.4. Третий этап: самоопределение социологии как общей теории. (первая четверть XX века)
- 4.5. Четвертый этап: «взлет и падение» социологии в России. (20-е -30-е годы XX в.).
- 4.7. Современный этап развития социологии в России
- Глава 5. Социология конфликта
- 5. 2. Функции социального конфликта
- 5. 3. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта
- 5.4. Основные стадии развития конфликта
- Глава 6. Социология политики
- 6.2. Понятие социального идеала
- 6.3. Политические нормы и политические ценности. Соотношение политики и морали
- 6.4. Автократическая и демократическая политические культуры
- Восток – Запад – Россия (политические ценности)
- 6.5. Политический язык как элемент политической культуры
- Глава 7. Социология общественного мнения
- 7.1. Возрождение массовых опросов общественного мнения в российской социологии
- 7.2. Структура общественного мнения и направления его исследования
- 7.3. Проект Бориса Грушина «Общественное мнение»
- 7.4. Проект Владимира Шляпентоха
- 7.5. Опросы общественного мнения, но под контролем партии
- 7.6. Подъем исследований общественного мнения российского общества
- Глава 8. .Социология семьи
- 8.1. Социальная сущность и функции семьи
- 8.2. Классификация семейно-брачных отношений
- 8.3. Трансформация семьи и ее будущее
- Ключевые слова
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Эмпирическая социология
- 9.1. Возникновение эмпирической социологии
- 9.2.Основные школы эмпирической социологии
- 9.3.Социология академическая и прикладная
- Глава 10. Психологическое направление в социологии
- Иммануил Валлерштейн: биографический очерк
- Заключение
- Библиографический список
- Социология
- 344002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.