4.4. Третий этап: самоопределение социологии как общей теории. (первая четверть XX века)
В это время реализуется самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм - А.С. Звоницкая (1897-1942), К.М. Тахтарев (1871-1925), П.А.Сорокин (1889-1968). Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление политизации социальной теории (В.И. Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов).
В этот период появляется новое определение самого предмета социологии, ее методов. Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики.
В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд «нежелательных областей знания». М.М. Ковалевский вспоминал, что всех, кто въезжал в поместье Романовых, на пограничных таможнях жандармы встречали вопросом: «Нет ли у Вас книг по социологии. Вы понимаете... в России - это невозможно».
Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология - это наука, которая выступает за «общественную солидарность», «прочный общественный порядок», Но, несмотря на все старания ученых, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную и социальную функции, которые были присущи социологии. Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской.
В это время Международный институт социологии, созданный в 1894 г. был единственной социологической организацией, в которой русские социологи принимали активное участие. Проведение первых конгрессов Международного института социологии привело к личному знакомству социологов из разных стран. Личные контакты, благоприятные условия для преподавания социологии на Западе подтолкнули М.М. Ковалевского к созданию в Париже летом 1901 г. Русской высшей школы общественных наук, в которой социология стала обязательным предметом. В 1905 г. школа под давлением царских властей, которые угрожали ее создателям, прекратила свою деятельность.
Вернувшись в 1905 г. из эмиграции, М.М. Ковалевский совместно с П.Ф. Лесгафтом создали в Петербурге Высшую вольную школу, она должна была продолжить традиции Парижской Высшей русской школы общественных наук. Демократически настроенные русские ученые возлагали на нее большие надежды. В этой школе впервые в России было введено преподавание социологии как обязательного предмета. Но это продолжалось недолго. Царское правительство, справившись с революцией, поспешило сразу закрыть это частное учебное заведение. И только в 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт, который возглавил академик В.М. Бехтерев. Николай II понимал, что подобное заведение удобнее контролировать, когда оно находится под боком, а не за границей.
Министр народного просвещения А.Н. Шварц при открытии Психоневрологического института в 1908 г. на приеме заявил, что социология является предметом, который компрометирует учебное заведение, поэтому он отказывается удовлетворять ходатайство Совета института по этому поводу. При преподавании данной дисциплины не принято было пользоваться термином «социология». Чтобы избежать запрета правительства на ее введение в программы учебных заведений, подбирались различные синонимы.
В 1910-1911 гг. при Психоневрологическом институте в Петербурге профессор Е.В. Де-Роберти организовал социологический семинар, а в 1911 г. здесь была учреждена первая русская кафедра социологии. Первоначально, в течение двух лет, ее возглавляли М.М. Ковалевский, затем Е.В. Де-Роберти, П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев.
В 1912 г. при Историческом обществе Петербургского университета, председателем которого был М.М. Ковалевский, открывается секция по социологии. Данная секция была по существу первой фактической попыткой объединения российских социологов для более успешной реализации намеченных ими планов.
В этом же году М.М. Ковалевский, Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев и другие ученые сделали первую попытку создать в Петрограде русское научное социологическое общество. Было проведено учредительное собрание и еще одно-два собрания, на этом все и закончилось.
Вторая попытка была предпринята в марте 1916 г. Новое стремление создать русское социологическое общество в Петрограде проявилось сразу на другой день после смерти «отца русской социологии» М.М. Ковалевского. «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского имеет своей задачей разработку вопросов социологии и других общественных наук, а также распространение знаний по этим наукам». Академик А.С. Лаппо-Данилевский был избран председателем общества. Но, едва начавшись (состоялось только два заседания), деятельность общества прервалась событиями 1917-1918 гг.
После революции процесс институционализации социологии становится еще более интенсивным. Появляются первые официальные учебники по социологии. Увеличивается количество книг, выпускаемых по социологии, в 1917 г. их было издано 148, а в 1918-м уже 188.
В октябре 1918 г. был организован Социобиблиологический институт. Там с 1919 года начали проводиться конкретные социологические исследования. Для проведения социологических исследований была создана особая Комиссия, в которую входил П.А. Сорокин.
В первую очередь эта комиссия начала изучать социальные последствия, вызванные новым советским законодательством о браках и разводах. Статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах, полученный в ходе проведения различных опросов (анкетирования и интервьюирования), позднее был обработан П.А. Сорокиным и напечатан в 1922 г. в первом номере журнала «Экономист». Опубликованные выводы и сам автор, как уже говорилось раньше, за то, что якобы искажает правду в угоду реакции и буржуазии, были подвергнуты резкой критике В.И. Лениным в марте 1922 г.
В 1919 г. Социобиблиологический институт, трансформировался в Социологический институт. Этот институт выполнял следующие три основные задачи: 1) учет и систематизацию всех трудов (книг, статей, брошюр) по социальным вопросам, по образцу Берлинского Института социальной библиографии; 2) популяризацию социологии и социальных знаний; 3) разработку социальных вопросов путем самостоятельных исследований (по примеру Брюссельского института Социологии Сольвея) и опубликования их.
Социологический (бывший Социобиблиологический) институт, совместно с «Русским обществом им. М.М. Ковалевского», устраивал и чисто научные заседания, на которых заслушивались доклады и шел обмен мнениями
В 1920 г. по инициативе П.А. Сорокина в Петроградском университете была создана первая в стране социологическая кафедра при факультете обществознания, руководителем и ведущим лектором которого он был со дня ее основания. В 1921/22 учебном году был образован «Кружок объективного изучения - массового и индивидуального - поведения людей», состоявший исключительно из профессоров и преподавателей как биологов, так и социологов, сторонников бихевиоризма. Его почетным председателем был И.П. Павлов, председателем - П.А. Сорокин. Наряду с этим в 20-х годах продолжается развитие теоретической социологии.
После Октябрьской революции советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения было предположение о единстве марксистского социализма и социологии. Поэтому уже в июле 1919 года К.М. Тахтарев писал: «Научное значение социологии, которая становится обязательным предметом преподавания не только в высшей, но и средней школе, в настоящее время может считаться настолько общепризнанным, что его можно и не выяснять».
Но данный переход к всеобщему социологическому образованию был совершенно не подготовлен ни теоретически, ни организационно. Профессионально подготовленных преподавателей по социологии, да еще в таком количестве, в России не было.
Правительство, увидев, что многие преподаватели ведут социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. Вместо социологии было введено изучение так называемой «политической науки», состоявшей из ряда курсов: «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Марксистско-ленинское учение истории» и «Конституция СССР». Данные курсы могли читать только коммунисты. Таким образом, ее положение стало еще хуже, чем было до революции 1917 г.
В связи с тем, что после революции буржуазные социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступили против советской власти, в 1922 г. В.И. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержания курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам была запрещена преподавательская деятельность из-за их открытого выступления против советской власти. Вместо них стали привлекаться новые ученые-марксисты: В.А. Быстрянский, А.И. Тюменев и др.
В начале 1922 г. советское правительство установило контроль за работой частных издательств, что существенно повлияло на уменьшение печатной пропаганды реакционных идей. В системе Госиздата, по предложению В.И Ленина, были образованы цензурные комитеты и политотделы.
- Т.А. Марченко социология
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 5. Социология конфликта.
- Глава 6. Социология политики
- Глава 7. Социология общественного мнения
- Глава 8. Социология семьи
- Глава 1. Возникновение и развитие социологии
- 1.1. Что и как изучает социология. Объект и предмет социологического исследования
- 1.2. От метафизики к позитивизму
- 1.3. Позитивная социология о. Конта
- Глава 2. Эволюционизм как разновидность системного подхода
- 2.1. Социальный дарвинизм г. Спенсера
- 2.2. Идея “физиологического разделения труда”
- 2.3. Две эпохи человеческой истории.
- Эволюционизм
- Глава 3. Социология Эмиля Дюркгейма
- 1.1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
- 3.2. “Социологизм” как философское обоснование социологии
- 3.3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Становление структурного функционализма
- Механическая солидарность
- Органическая солидарность
- 3.4.Формальная социология г. Зиммеля
- Основные выводы.
- Глава 4. Социология в России
- 4.1. Процесс институционализации социологии как науки
- 4.2. Первый этап: развитие позитивизма в России: основные направления
- 4.3. Второй этап развития социологии: различные версии неокантианства и марксизма (1890-е г. - начало XX в.).
- 4.4. Третий этап: самоопределение социологии как общей теории. (первая четверть XX века)
- 4.5. Четвертый этап: «взлет и падение» социологии в России. (20-е -30-е годы XX в.).
- 4.7. Современный этап развития социологии в России
- Глава 5. Социология конфликта
- 5. 2. Функции социального конфликта
- 5. 3. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта
- 5.4. Основные стадии развития конфликта
- Глава 6. Социология политики
- 6.2. Понятие социального идеала
- 6.3. Политические нормы и политические ценности. Соотношение политики и морали
- 6.4. Автократическая и демократическая политические культуры
- Восток – Запад – Россия (политические ценности)
- 6.5. Политический язык как элемент политической культуры
- Глава 7. Социология общественного мнения
- 7.1. Возрождение массовых опросов общественного мнения в российской социологии
- 7.2. Структура общественного мнения и направления его исследования
- 7.3. Проект Бориса Грушина «Общественное мнение»
- 7.4. Проект Владимира Шляпентоха
- 7.5. Опросы общественного мнения, но под контролем партии
- 7.6. Подъем исследований общественного мнения российского общества
- Глава 8. .Социология семьи
- 8.1. Социальная сущность и функции семьи
- 8.2. Классификация семейно-брачных отношений
- 8.3. Трансформация семьи и ее будущее
- Ключевые слова
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Эмпирическая социология
- 9.1. Возникновение эмпирической социологии
- 9.2.Основные школы эмпирической социологии
- 9.3.Социология академическая и прикладная
- Глава 10. Психологическое направление в социологии
- Иммануил Валлерштейн: биографический очерк
- Заключение
- Библиографический список
- Социология
- 344002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.