logo search
Копия Социология

27.Сущность анкетирования.

Одним из наиболее распространенных в социологических исследованиях является метод опроса, осуществляемый путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Как объект, для изучения которого применяется опрос, может выступать социальное сообщество, группа, коллектив, индивид. Различают три разновидности опрашивания: 1) анкетирование, 2) интервью, 3) социометрический опрос. Анкетирование – один из основных видов опроса, важной особенностью которого являются использования анкеты. Анкета (от франц. расследование) - упорядоченный по смыслу и формой набор вопросов, воплощенный в виде опросного письма, вопросника. Анкета состоит из трех частей: вступительной, основной и паспортички. Во вступительной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором указывается: кто, с какой целью проводит опрос, где и каким образом будет использовано его результаты, дается короткая инструкция, как заполнять анкету, гарантируется анонимность ответов, указывается, кому необходимо возвратить заполненную анкету.

В основной части анкеты содержатся вопрос, высказывание, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы. Паспортичка анкеты включает вопрос, ответа на которые характеризуют социальное положение респондента. При почтовом анкетировании анкета распространяется среди потенциальных респондентов с помощью почтовой службы. Общая продолжительность почтового опрашивания – 4-6 недель. При опрашивании в печати анкета публикуется на страницах газет, журналов. Респонденты такого представляют собой совокупность лиц, которые добровольно откликнулись на призыв исследователей изложить свою мысль по поводу некоторой проблемы. Преимущество такого опрашивания: возможность оперативного зондирования общественной мысли определенной части населения по конкретной проблеме, при этом экономичность исследования относительно небольшая; добровольность участия ведет к искренности заполнения анкеты. Недостатки данного опрашивания – невысокий уровень возвращения (5%); ограниченность размера анкеты, высказывание в ответах вместо индивидуальной мысли точки зрения ближайшего окружения. Специфика телефонного опрашивания заключается в непосредственном характере взаимодействия интервьюера и респондента. Однако это опрос нераспространенное через присущий ему недостатки. Основным из них является недостаточный уровень телефонизации населения. Преимущество телефонного опрашивания – оперативность, экономичность сокращение материальных и временных расходов на проведение опрашивания. Это метод получения социологической информации путем опрашивания экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. В процессе опрашивания эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным с целью и задачами исследования.