logo search
ОТВЕТЫ СП

21. Социальный педагог как социальный менеджер: технологии социального управления.

В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки. Все эти характеристики должны быть присущи и социальному педагогу. Не случайно по многим предметным специализациям специальности социальная педагогика он проходит как менеджер: «менеджер досуговой сферы», «менеджер физкультурно-оздоровительной работы» и т. д.

Однако чтобы стать таковым на профессиональном уровне, необходимо пройти серьёзную специальную подготовку. Сегодня в России ещё нет устоявшейся системы подготовки менеджеров образования как профессионалов. Проблемы, связанные с организацией работы менеджеров в сфере образовании в целом и в конкретных образовательных учреждениях пока недостаточно исследованы и разработаны. Все источники, рассматривающие менеджмент в образовании, статусом менеджера наделяют в основном руководителя образовательного учреждения или руководителя какого-либо управленческого органа. Но и руководители как менеджеры, готовятся у нас пока не столь основательно. Знания о менеджменте они получают не в специальных учебных заведениях, а в основном на краткосрочных курсах повышения квалификации или путем самообразования.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образо­вания специальности 031300 - социальная педагогика (2005 г.) дано определение социального педагога как социального менеджера. Таким образом, оно отражает новый взгляд на подготовку специалистов по социальной педагогике, которая сегодня должна осуществляться с учетом её взаимосвязей с управленческими науками.

Появление профессии «социальный педагог» связано с началом формирования в России социальной педагогики как научной дисциплины в 90-х годах прошлого века. Все научно-методические источники, рассматривающие проблемы развития, социальной педагогики, отмечают её междисциплинарный характер. При этом подчёркиваются сё взаимосвязи с такими научными дисциплинами, как социальная философия, социология, социальная психология, социальное право, социальное управление, социальная медицина и другими.

Начало эволюции управленческой мысли связывается в теории с первой работой Ф. Тейлора «Основы научного менеджмента» (1911 г). С тех пор разработано множество различ­ных моделей менеджмента, анализ которых подтверждает наличие многочисленных связей между социальной педагогикой и социальным управлением. На общефилософском (гносео­логическом и мировоззренческом) уровне методологии социальная педагогика и социальное управление объединены, прежде всего, областью «социального». Это не просто знаковое сло­во в понятиях, а своеобразный общий знаменатель двух наук, связанный с философскими учениями об обществе, закономерностях общественного развития и о человеке как главной це­ли этого развития, как о субъекте и объекте общественных отношений.

Эти науки взаимосвязаны не только социальной направленностью. Анализ показывает, что ее дисциплинарном уровне методологии именно социальное управление является той основой, которая определяет проблемное поле социальной педагогики; её объект и предмет, целевые установки, предметное содержание, основные направления его развития в теории и на практик, принципы и методы реализации. Можно сказать, что теория социального управления составляет сегодня ту базу социально-педагогического знания, опираясь на которую можно сконструировать управленческую концепцию профессии социального педагога.

Особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом этой наука является человек. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития имеет своей целью улучшение жизни человека и создание условий для его социального благополучия.

Центром социально-педагогического знания также является человек с его повелением, отношением к миру, к его социальным и культурным ценностям. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом- педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик. При этом конечная цель социально-педагогической, как и управленческой деятельности, направлена на социальное благополучие личности. Причем разница в методах достижения целей невелика, у социального управления и социальной педагогики и здесь много общего.

Показателен и тот факт, что многие методы социально-педагогической деятельности определяются классическими принципами управления. Конкретные управленческие воздействия на общество осуществляются через социальный менеджмент. В переводе с английского это слово означает «управление». В последнее время понятие «менеджмент» стало обычным в нашей управленческой литературе и прочно вошло в российский управленческий обиход. Нередко эти два термина «управление» и «менеджмент» употребляются как синонимы. Однако они имеют существенные смысловые различия. Менеджмент является частью социального управления. Он определяется и как конкретный вид управленческой деятельности, и как категория людей участвующих в управлении организациями, и как особая профессия, которая развивается по мере обособления различных элементов процесса труда.

В психолого-педагогическом наследии А.С. Макаренко предстает перед нами как педагог-руководитель. Много внимания в его работах уделено принципам и технологам централизации, единоначалия, длительности педагогического коллектива.

Знаменательно, что осмысление нашим выдающимся соотечественником всех педагогических принципов и технологий идет в русле классического менеджмента. Возьмём для сравнения 14 знаменитых принципов менеджмента Анри Файоля - представителя классического менеджмента:

разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала, инициатива; корпоративный дух.

Общность управленческих принципов А. Файоля и А.С. Макаренко говорит о близости взглядов великого педагога идеям классического менеджмента. И для нас исключительно важно здесь то, что он осмысливал свою методику работы с детьми и педагогами именно с управленческих позиций (2).

Особенности социально-педагогической деятельности, связывающие её с социальным менеджментом, находят своё выражение в социальной роли педагога, которая реализуется в работе с различными категориями населения, и в его разных должностных полномочиях. Поле деятельности социального педагога - самые разные области социальной сферы. Это образовательные учреждения разных типов, социальные службы и организации, где он может быть педагогом-руководителем (менеджером) любого уровня: воспитателем, методический работником, руководителем творческого объединения, организатором досуга, администратором и т.д. Каждая из этих должностей - самостоятельная область деятельности в общем педагогическом процессе и требует не только педагогических, но и управленческих знания и умений, без которых невозможно организовать коллективную и индивидуальную деятельность, руководить людьми и строить межличностные отношения.

Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организация и сферы деятельности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и т.д.. Все эти действия присущи и деятельности социального педагога, особенно если он занимает руководящие позиции в организации или учреждении. Они объединяются в функции управления, которые в теории рассматриваются как этапы или относительно самостоятельные виды управленческой деятельности. Эти функции выполняются конкретными лицами, являющимися специалистами в деле управления. Потому не случайно в менеджменте всегда подразумевается фигура «менеджера» - субъекта управления, действующего в некоторой организации.

Эта профессия сегодня находит свое место во многих областях социальной сферы. Однако в области образования она официально не обозначена, и должности менеджера нет в штатных расписаниях образовательных учреждений. Но предпосылки ее формирования на уровне этих учреждений появились ещё в 1970-е годы с выделением управленческих функций в работе руководителей школ. В 1975 году ЮЛ Конаржевский обозначил функции внутршкольного управления: педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль и регулирование (1).

В 1990-е гг., когда начинает активно разрабатываться теория внутрншкольного менеджмента, в педагогической литературе появляется термин «менеджер образования». Но поскольку образование является частью социальной сферы, по сути своей- это «социальный менеджер». В 1995 году вышел в свет «Справочник менеджера образования», в котором выделены три группы (уровня) менеджеров образования:

1.высший уровень - административный персонал образовательного учреждения и органов управления образованием;

2. средний - руководители методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования, которые не наделены властными полномочиями, но для успеха деятельности должны обладать большой профессиональной компетентностью;

3.нижний - учитель как организатор управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; классный руководитель как организатор управления формированием и развитием личности.

На основе общих функций менеджмента П.И. Третьяковым выделены такие функции менеджера образования: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

Подготовку педагога-менеджера необходимо начинать при обучении студента в вузе, где он сможет освоить особенности менеджмента на разных уровнях образования и в связи с разными должностными обязанностями в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Изучение данного вопроса в формате дисциплины «Методика и технология работ социального педагога» может помочь молодым специалистам в адаптации к условиям рыночной экономики, в которых существует современная система образования. Хотелось бы, чтобы специфика подготовки социального педагога как социального менеджера была боне основательно учтена при разработке государственных образовательных стандартов третьего по­коления по специальности социальная педагогика, потому что это проблема не одного, а всех социальных вузов.

22. Технологии социального планирования в работе социального педагога.

Планирование принято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.

Основные принципы планирования:

=Целенаправленность (определенная целевая установка деятельности на конфетный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления);

=Перспективность (цели деятельности принимаются как эмоционально окрашенные, понятные; как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее реально

осознаваемая);

=Объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий

деятельности объекта управления);

=Комплексность (при составлении плана предполагается использование разнообразных средств, форм и методов, видов, направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи);

=Оптимальность (выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих

для конкретных условий);

=Скоординированность, согласованность (соотнесение их координация плана работы

отдельных структур, подразделений объекта управления друг другом);

=Коллегиальность (использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);

=Конкретность (четкость формулировок, сроков, указание непосредственных

исполнителей).

Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установка сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

В работе социального педагога различают перспективное, календарное и текущее планирование.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (от года до трех лет), исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Как правило, перспективный план имеет следующие разделы аналитическая записка, цели и задачи деятельности на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

Аналитическая записка отражает состояние жизни воспитанников учреждения, актуальные проблемы различных групп детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристику его социальных и профессиональных связей, включенности других специалистов и учреждения в решении проблем социальной жизни ребенка.

Цель определяет стратегию работы социального педагога как двусторонний процесс с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника, с другой - процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности.

В каждом разделе плана указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты.

Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, он помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения события, ответственных за результат.

Фрагмент календарного плана

Направления и формы соц-пед работы

Дата и место

Ответственный

1. Профориентационная работа

Тестирование девятиклассников,

Сбор, анализ информации о профессиональных перспективах учащихся старших классов, выступление на родительском собрании

10.10 (центр по труду и занятости населения)

28.10 актовый зал

Классный руководитель, социальный педагог

2. Совершенствование контактов с многодетными родителями

Выявление наиболее активных родителей, способных самостоятельно решать проблемы своей семьи, проведение совещания по прогнозированию совместных действий

7.10 (каб.23)

Классные руководители, социальный педагог

Собрание родителей всех многодетных семей по поводу создания общественной организации

14.10 (каб.37)

Соц.педагог, зам по ВР, классные руководители

Подготовка письма в районную организацию «Большая семья», совещание с акивом по планированию работы

21.10 (каб.23)

Соц.педагог, зам по ВР, классные руководители, представители ОО «Большая семья»

План-график на день. Существуют дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время.

День

Время

Содержание деятельности и формы работы

Понедельник

8.30-9.00

День, посвящен работе с детьми, состоящими на ВШУ

9.00-10.00

Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику)

10.00-13.00

Контроль за посещением уроков школьниками, стоящими на ВШУ

14.00-15.00

Встречи с завучем, учителями, кл.руководителями по поводу детей, уклоняющихся от обучения, посещения уроков

15.00-16.00

Собеседование с детьми, имеющими отклонение в поведении

Оформление документации

Кроме того, социальный педагог составляет планы конкретных мероприятий. Необходимо указать цель и задачи, место и время, ответственных за проведение всего мероприятия или отдельных его частей.

Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными организациями - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависят от четких представлений о том уровне, на котором находится предмет деятельности к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода, от выбора эффективных путей и средств достижения цели.