20. Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды в деятельности социального педагога.
Соц-пед диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум соц-психологических, пед, экологич и социокультурных факторов. Псхолого-педаго диагностика – диагностика,связанная с процессами обучения, воспитания, развития. Диагностируются: процессы воспит., проблемы, связ. с обучением, познав. процессы, свойства, состояния. Классиф. методов ППД по Ананьеву. 4 группы методов:
1.Организационная группа методов: -сравнит методы (н-р: сравнение классов); -лонгитюдные (н-р: инд сопровождение и поддежка; проблемные детилонг.м.можно решить проблемы ребенка).
2. Эмпирическая группа методов: -эксперимент (лабор.,естествен.;они делятся на констатир.-сбор фактов,зафиксир. в данный момент и формир.-разраб. программ, котор.использ. на протяж какого-то времени); -опрос (устн.- беседа, интервью; письм.- анкетир. ;беседа может выступ.доп. методом по отнош. к анкетир. для уточнения информ.; СОЦ.ПЕД. может использовать опрос как исслед. метод) ; -наблюдение(непосредствен.-набл. за действиями детей и их речью, с полощью бланка; опосредован.- изучение по документам, по мед. карте, успеваем. по кл. журн.; СОЦ. ПЕД. набл. за успев., повед.,соц. статусом реб.); -метод социометрии- исслед. межличностн. отнош. в группе,т.е.статуса реб. в гр.(можно поставить этот метод на первое место в работе соц. педагога; д. работать в одной команде с родителями; причины низк. статуса: низк. самооц., оценка взросл., оценка. сверстн.) Соц. пед. не использ. в своей работе психол. диагностич. методики, кот. диагностир. психич. процессы, свойства, состояния, межличностные отнош.,личн. качества,способности.; -биографич. метод(родители-возраст, образов.; полн.,неполн.семья,; ребенок-когда родился,был ли в яслях,д ет. садах,и др.); -анализ продуктов деятельности.
3. Методы обработки данных: -количественные (статист.); качественные (описание статистич. качеств).
4.Интерпретационные методы: -генетический метод (развив. это качество или нет; прим. при лонгитюд. исслед.); -структурный метод.
В общем смысле диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания - диагноз, т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном. Целью диагностики является определение состояния объекта социально-педагогической работы.
Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализации опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям. В своей деятельности социальный педагог использует медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую и социально-педагогическую диагностику, отдельным методом работы социального педагога является социально-педагогический мониторинг.
Медицинская диагностика - процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.
Педагогическая диагностика изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.
Психологическая диагностика (психодиагностика) — выявление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа лиц, организация), поддающихся психологическому анализу.
Социальная диагностика - комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.
Социально-педагогический мониторинг - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.
Методика диагностики личности
Диагностическая функция – одна из основных в деятельности социального педагога.
Диагностика – это общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение - анализ).
Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
измерение и анализ показателей;
формулирование и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза.
В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения; уточнение социальной ситуации развития; определение степени развития или деформации различных свойств и качеств обусловленных включением человека в различные социальные связи; ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение социального портрета личности.
Требования к социальному педагогу осуществляющему диагностическую функцию:
=Соблюдать общие технологические требования; соблюдать этические нормы; защищать интересы подопечного; обладать профессиональной компетенцией.
=Результаты диагностической деятельности оформляются в «карту-характеристику личности»; «медико-психолого-педагогическую характеристику» личности и т.п .
Используемые методики:
Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
Интервью – метод с заранее подготовленными вопросами, адресованные каждому конкретному испытуемому.
Метод экспертной оценки – основан на анкетировании лиц интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
Анализ документов – позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте.
Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания и др .
Методика и технология работы социального педагога с семьей
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом.
Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья – базисная основа первичной социализации личности.
Задачи социального педагога:
установление контактов с семьей;
выявление проблем и трудностей в семье;
стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью).
Методика диагностики семьи:
Диагностика семьи – это постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога.
Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность мониторинга: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Их может быть несколько:
«Брачная подсистема» (муж - жена);
«Родительская подсистема» (мать - отец);
«Братья - сестры»;
«Родители - дети».
Методика и технология работы социального педагога в социуме:
Методика диагностики микросреды:
Среда – это совокупность жизненных условий, конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как личность.
Микросреда – это общество индивидов, объединенные общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.
Диагностический комплекс включает широкий спектр методик социологического, педагогического и психологического характера.
При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно:
выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;
построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;
обеспечить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.
Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды.
Структура карты-характеристики микрорайона:
1.карта-схема микрорайона обслуживания; 2.описание природной среды; 3.описание материальной среды; 4.характеристика населения; 5.характеристика семей, молодых семей и характеристика молодежи и несовершеннолетних.
В дополнение к данной характеристике может быть создана Карта-схема. Такая карта строится по принципу топографической с введением собственной системы обозначения сети сотрудничества, зон отдыха и т.п.
- 1. Социально-педагогическая помощь в интернатных учреждениях
- 2. Социально-педагогическая помощь безнадзорн.И беспризорн. Детям и подросткам
- 3. Социально-педагогические технологии работы с осужденными в учрежд.Исправления и наказания.
- 4. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе
- 5. Методика работы организаций, занимающихся социально педагогической помощью
- Динамические процессы в семье
- *Социальная работа с молодежью
- *Социальная работа с престарелыми и одинокими
- *Социальная работа с инвалидами
- 7. Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь.
- 8. Техн-ия раб.С.П. В оу с одаренными детьми.
- 9. Техн-я раб. Сп с детьми девиантного поведения
- 10. Техн-я раб. С.П с семьей
- 11. Техн-я раб. С.П.С детьми с огранич-ми возм-ми и их семьями.
- 12. Техн-я раб.С.П.С детьми,оставшимися без попеч-я род.
- 13. Система консультативно-диагнос-й,коррекц-но-пед,реабилит-й раб.С дет.С пробл.В разв.
- 14. Технология работы социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями
- 15. Методика работы социального педагога с личностью и ее микросредой в системе служб социальной помощи населению
- 16. Методика и технология реабилитации и социальной коррекции
- I. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- II Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- 17. Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов
- 18. Организация и проведение профориентационной работы социальным педагогом.
- 19. Просветительская деятельность сп в оу различного типа.
- 20. Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды в деятельности социального педагога.
- 21. Социальный педагог как социальный менеджер: технологии социального управления.