17. Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов
Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обострённой, жёсткой форме (по Г. М. Коджаспировой).
Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (Л. К. Аверченко).
Функции конфликтов:
конструктивный - конфликты, несущие положительные последствия;
деструктивный - конфликты, несущие негативные последствия.
Виды конфликтов:
внутриличностный;
внутригрупповой;
межличностный;
межгрупповой.
Конфликты бывают: между людьми, внутри группы, между отдельными гражданами.
Формы конфликта: недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство, разъединение.
Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:
-кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности);
-недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной
напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
-инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение,
но это очень быстро проходит);
-напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и его
поступков, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства);
-дискомфорт (интуитивное ощущение волнения, котсзде трудно выразить словами).
Процесс разрешения конфликта:
-анализ и оценку ситуации,
-выбор способа разрешения конфликта,
-формирование плана действий, его реализацию,
-оценку эффективности своих действии.
Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, компромисс, «третейский суд» (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ, ультиматум, временный разрыв связи, подавление, шутка, принесение извинений, прощение, отсрочка, переключение внимания.
Правила грамотного преодоления конфликта:
поставить себя на место конфликтующей стороны;
не делать поспешных выводов.
не давать конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники;
преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;
найти момент для начала переговоров между участниками конфликта;
при обсуждении анализировать мнения противоположных сторон, найти компромисс, выслушать мнение каждой стороны.
Стили поведения, предрасполагающие возникновение конфликта:
1.доминантность в общении, необоснованная критичность в отношении партнера;
принижение личности партнера и его прав;
постоянное навязывание своей точки зрения;
4.подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
5.неискренность, несдержанность, несправедливость.
Стадии развития конфликта;
1.предрасполагающая. Она связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов.
2.зарождение конфликта. Развитие предрасполагающих условий, при котором
намечается столкновение различных групп или отдельных людей.
3.созревание конфликта. Столкновение на данной стадии оно делается неизбежным.
4.осознание конфликта. Субъекты конфликта начинают осмысливать, анализировать причины конфликта.
5.«ошибка» или «взрыв». Налицо сам факт столкновения интересов.
Ь.угасание конфликта. Для нее характерны спад эмоционально-психологического напряжения, оценка последствий конфликта.
7.разрешение конфликта. Ликвидация противоречий,
Межличностный конфликт (МК)- трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Строгого определения МК, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.
МК имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.
1. В МК противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. В МК проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
3. МК для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
4. МК отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5. МК затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
МК , как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.
Существует четыре позиции социального педагога:
позиция авторитарного вмешательства в конфликт;
позиция нейтралитета;
позиция избегания конфликта;
позиция целесообразного вмешательства в конфликт.
Сбор информации о конфликте происходит по следующим направлениям:
объект конфликта; участники; собственная позиция специалиста; причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту; социальная среда; вторичная рефлексия.
В профилактических целях социальному педагогу необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта: доминированность в общении; нарушение персонального пространства партнера; резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намеренное создание дефицита времени при решении проблемы; принижение личности партнера и его прав (перебивание); постоянное навязывание своей точки зрения; подчеркивание разницы с партнером в свою пользу.
Правила грамотного преодоления конфликта:
поставить себя на место конфликтующей стороны;
не делать поспешных выводов.
не давать конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники;
преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;
найти момент для начала переговоров между участниками конфликта;
при обсуждении анализировать мнения противоположных сторон, найти компромисс, выслушать мнение каждой стороны.
- 1. Социально-педагогическая помощь в интернатных учреждениях
- 2. Социально-педагогическая помощь безнадзорн.И беспризорн. Детям и подросткам
- 3. Социально-педагогические технологии работы с осужденными в учрежд.Исправления и наказания.
- 4. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе
- 5. Методика работы организаций, занимающихся социально педагогической помощью
- Динамические процессы в семье
- *Социальная работа с молодежью
- *Социальная работа с престарелыми и одинокими
- *Социальная работа с инвалидами
- 7. Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь.
- 8. Техн-ия раб.С.П. В оу с одаренными детьми.
- 9. Техн-я раб. Сп с детьми девиантного поведения
- 10. Техн-я раб. С.П с семьей
- 11. Техн-я раб. С.П.С детьми с огранич-ми возм-ми и их семьями.
- 12. Техн-я раб.С.П.С детьми,оставшимися без попеч-я род.
- 13. Система консультативно-диагнос-й,коррекц-но-пед,реабилит-й раб.С дет.С пробл.В разв.
- 14. Технология работы социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями
- 15. Методика работы социального педагога с личностью и ее микросредой в системе служб социальной помощи населению
- 16. Методика и технология реабилитации и социальной коррекции
- I. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- II Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- 17. Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов
- 18. Организация и проведение профориентационной работы социальным педагогом.
- 19. Просветительская деятельность сп в оу различного типа.
- 20. Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды в деятельности социального педагога.
- 21. Социальный педагог как социальный менеджер: технологии социального управления.