logo
ОТВЕТЫ СП

17. Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов

Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обострённой, жёсткой форме (по Г. М. Коджаспировой).

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (Л. К. Аверченко).

Функции конфликтов:

Виды конфликтов:

Конфликты бывают: между людьми, внутри группы, между отдельными гражданами.

Формы конфликта: недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство, разъединение.

Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

-кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности);

-недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной

напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

-инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение,

но это очень быстро проходит);

-напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и его

поступков, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства);

-дискомфорт (интуитивное ощущение волнения, котсзде трудно выразить словами).

Процесс разрешения конфликта:

-анализ и оценку ситуации,

-выбор способа разрешения конфликта,

-формирование плана действий, его реализацию,

-оценку эффективности своих действии.

Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, компромисс, «третейский суд» (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ, ультиматум, временный разрыв связи, подавление, шутка, принесение извинений, прощение, отсрочка, переключение внимания.

Правила грамотного преодоления конфликта:

  1. поставить себя на место конфликтующей стороны;

  2. не делать поспешных выводов.

  3. не давать конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники;

  4. преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;

  5. найти момент для начала переговоров между участниками конфликта;

  6. при обсуждении анализировать мнения противоположных сторон, найти компромисс, выслушать мнение каждой стороны.

Стили поведения, предрасполагающие возникновение конфликта:

1.доминантность в общении, необоснованная критичность в отношении партнера;

  1. принижение личности партнера и его прав;

  2. постоянное навязывание своей точки зрения;

4.подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

5.неискренность, несдержанность, несправедливость.

Стадии развития конфликта;

1.предрасполагающая. Она связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов.

2.зарождение конфликта. Развитие предрасполагающих условий, при котором

намечается столкновение различных групп или отдельных людей.

3.созревание конфликта. Столкновение на данной стадии оно делается неизбежным.

4.осознание конфликта. Субъекты конфликта начинают осмысливать, анали­зировать причины конфликта.

5.«ошибка» или «взрыв». Налицо сам факт столкновения интересов.

Ь.угасание конфликта. Для нее характерны спад эмоционально-психологического напряжения, оценка последствий конфликта.

7.разрешение конфликта. Ликвидация противоречий,

Межличностный конфликт (МК)- трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взгля­дов, интересов, целей, потребностей.

Строгого определения МК, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу пред­ставляется картина противоборства двух человек на основе столкно­вения противоположно направленных мотивов.

МК имеют свои отличительные особен­ности, которые сводятся к следующему.

1. В МК противоборство людей происхо­дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В МК проявляется весь спектр извест­ных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. МК для субъектов конфликтного вза­имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел­лекта, воли и других индивидуально-психологических особен­ностей.

4. МК отличаются высокой эмоциональ­ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. МК затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

МК , как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматри­вать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и ра­ционального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к кон­кретному конфликту.

Существует четыре позиции социального педагога:

  1. позиция авторитарного вмешательства в конфликт;

  2. позиция нейтралитета;

  3. позиция избегания конфликта;

  4. позиция целесообразного вмешательства в конфликт.

Сбор информации о конфликте происходит по следующим направлениям:

объект конфликта; участники; собственная позиция специалиста; причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту; социальная среда; вторичная рефлексия.

В профилактических целях социальному педагогу необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта: доминированность в общении; нарушение персонального пространства партнера; резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намеренное создание дефицита времени при решении проблемы; принижение личности партнера и его прав (перебивание); постоянное навязывание своей точки зрения; подчеркивание разницы с партнером в свою пользу.

Правила грамотного преодоления конфликта:

  1. поставить себя на место конфликтующей стороны;

  2. не делать поспешных выводов.

  3. не давать конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники;

  4. преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;

  5. найти момент для начала переговоров между участниками конфликта;

  6. при обсуждении анализировать мнения противоположных сторон, найти компромисс, выслушать мнение каждой стороны.