18. Организация и проведение профориентационной работы социальным педагогом.
Профориенталогия – научная дисциплина, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Предмет – факты, механизмы, закономерности профессионального становления личности.
Цель профориентологии – оказание субъектам профессионального становления пед-ой и психологической помощи при выборе профильного обучения, путей получения профессионального образования, профессий, а также актуализации профессионально-психологического потенциала личности.
Задачи – 1) формирование профессионоведческой компетентности; ознакомление с миром профессий; классификацией и социально-психологической характеристикой профессий; типовыми сценариями профессиональной биографии;
2) развитие профессионоведческой компетентности, развитие коммуникативных и презентационных умений; умение по трудоустройству и самомаркетингу; способности в области проектирования своего карьерного роста;
3) обеспечение психологически компетентного сопровождения, профессиональной жизни человека с начала и до окончания профессиональной биографии.
Категории профориентологии: профессионализация, профессиональное самоопределение, профессиография, профессиональная ориентация.
Профессионализация – процесс профессионального становления личности.
Этапы профессионализации: Iэтап 1.1. зарождение профориентации (0-12лет);
1.2.оптация: профессиональное намерение →желание→выбор профессии(проф.самоопределение); оптант- выбирающий профессию.
1.3. профессиональное обучение; 1.4. профессиональная адаптация(физ-ая, психическая, эмоц-ая)
1.5. первичная профессионализация (3-5лет); 1.6. II уровень профессионализации (после 5лет);
1.7. профессиональное мастерство.
II этап Профессиональное самоопределение – характеризует избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Заключается в поиске проф. сферы, которая наиболее соответствует индивидуальным и социальным качествам личности
III этап Профессиографирование – процесс разработки профессиограммы (описательно-технологическая характеристика профессии, выполненная по определённой схеме для решения определённых задач).
IV этап Профессиональная ориентация – комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. П.О. включает – профессиональную информацию, проф агитацию, проф просвещение, проф диагностика, проф консультирование.
Типология проблем в выборе профессии: 1) знание о мире профессии (недостаточные, смутные); 2) профессиональная направленность личности (не выявлены); 3) личностные качества (интеллект-ые, психолог-ие, физиолог-ие – не учитываются); 4) помощь профориентолога в выборе профессии – отсутствует; 5)родители с низким уровнем обученности педагогике и психологии, с авторитарным стилем воспитания.
Классификация профессий по Дж.Голланду: выделяет 6 профессиональных типов людей, которые соответствуют 6 типам профессиональной среды.
Реалистический – Практический
Интеллектуальный – Исследовательский
Артистический –
Социальный –
Предприимчивый – Предпринимательский
Конвенциональный – Упорядоченный.
Классификация профессий по Е.А.Климову:
I Классифицирует профессии по предмету или объекту труда на 5 групп:
1) Человек – человек. Предмет труда – люди, группы, коллективы. Область (виды деятельности) – мед обслуживание-врач; воспитание/обучение-учитель; бытовое обслуживание-продавец; информационное обслуживание-библиотекарь; защита общества и государства-участковый. Умение общаться с людьми в течение всего рабочего дня, устанавливать контакты с людьми.
2) Человек – техника: ---создание, монтаж, оборона, техническое устройство – монтажники, конструкторы, инженеры конструкторы; ---эксплуатация технических средств – крановщик, токарь, швеи, вязальщицы, оператор; ---ремонт технических устройств – автомеханик, слесарь. Наличие технического мышления
3) Человек – природа: 1.область деятельности: изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений и животных – микробиологи, гидробиологи, селекционеры. 2.Уход за растениями и животными – садоводы, птицеводы, фермеры, ветеринары. 3.Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней – врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар, зоопсихолог. Готовность к работе в трудных природных условиях, наличие оперативного мышления.
4) Человек – знаковая система: 1.тексты на родном и иностранных языках – корректор, делопроизводитель, переводчик; 2.Цифры, формулы, таблицы – программист, экономист. 3.Чертежи, карты, схемы – чертёжник, закройщик. 4. Звуковые сигналы – радист, телефонист. Необходима усидчивость, терпение, устойчивое внимание
5) Человек – художественный образ: 1. Создание, проектирование, моделирование художественных произведений – художники, скульпторы, журналисты, писатели. 2. Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре – ювелир, рестовратор. 3. Воспроизведение, копирование, размножение худ. Произведений в массовом производстве – живописцы. Наглядно-образное мышление, воображение, креативность.
II По целям труда: 1.гностическая, 2.преобразующая, 3.изыскательная
III По основным средствам труда: 1.ручного труда, 2.машинно-ручного труда, 3. примение автоматиз. и автомат. Систематизации.
IV Условия труда: =близкие к бытовым, =работа в необычных условиях.
Профориентациооные методы ( Н.С.Пряжников):
1) информационно-справочные, 2) просветительские
- профессиограммы (краткие описания профессий); -компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»; -профессиональная реклама и агитация; -дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях; -выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий); -лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью; -учебные фильмы и видеофильмы; -выставки вооружений и военной техники.
3) профессиональной диагностики
изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям. Цель профессиональной диагностики состоит в обеспечении наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места. Профессионально важные качества работника изучаются с помощью анкетного, аппаратурного и тестового методов.
4) морально-эмоциональной поддержки при выборе профессии - это система социально-психологических способов и методов, способствующих снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя, социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры: •тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения); •оказание помощи в конкретном выборе, принятии, построение «цепочки» основных ходов (обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяют наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы); •построение системы различных вариантов действий в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей», ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов профессий,
5) методы оказания помощи в профессиональном самоопределении
Типы профконсультаций
Ранняя, детская консультация. Консультация на этом этапе адресована скорее родителям и воспитателям, чем детям. Она связана с формированием положительного отношения к труду, с выбором кружка или спецшколы,
Профориентация и профконсультация учащихся средних классов. жизненных целей. Важно обеспечить информационной основой для самоопределения. Начинать нужно с профессий которые особенно интересны детям этого возраста. Постепенно расширяя их кругозор, надо закладывать умение системно ориентироваться в мире профессионального труда. Работа должна носить диагностико-корректирующий характер.
Профконсультация учителей. Важно наладить сотрудничество с учителями - особенно с классными руководителями и учителями труда. Часть профориентационной помощи ученику должна исходить от них, и эти их функции необходимо правильно распределить.
Профконсультация родителей учащихся.
Надо быть готовым выслушивать и их проблемы, но одновременно и постепенно о вести родителей к сотрудничеству, предполагающему согласование и распределение усилий по оказанию помощи их собственным детям.
Профконсультация старшеклассников выпускников школ. Главное направление этой работы - содействие конкретному выбору, проверка и уточнение сделанного выбора. Консультация должна быть максимально прагматичной, основанной на осмыслении и просчитывание реальных факторов, на волевой готовности школьника сделать конкретный выбор.
Помощь абитуриенту. Она состоит в уточнении факультета, кафедры или специальности, когда профессиональное учебное заведение им уже выбрано. Школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализации, главное для них -обеспечить абитуриенту взаимодействие с представителями учебного заведения.
Профконсультация подростков-инвалидов. При работе с ними очень важны тактичность и деликатность. Они быстро влюбляются в человека, открывают ему душу, но и быстро разочаровываются, обнаруживая слабую заинтересованность, неискренность, фальшь. Многие исследователи отмечают, что самооценка инвалидов часто сильно завышена, особенно в интернатах, где социализация практически отсутствует. Подросток-инвалид, выпускник интерната, может впасть в глубокую депрессию, столкнувшись с полным безразличием к своей судьбе со стороны общества.
типы профессиональных планов. 1.Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. 2.Индивидуальные, личностные и групповые. Составление профплана позволяет человеку более подробно осуществить построение временной перспективы, долгосрочное целеполагание и коректировку долгосрочных и краткосрочных профессиональных целей.
- 1. Социально-педагогическая помощь в интернатных учреждениях
- 2. Социально-педагогическая помощь безнадзорн.И беспризорн. Детям и подросткам
- 3. Социально-педагогические технологии работы с осужденными в учрежд.Исправления и наказания.
- 4. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе
- 5. Методика работы организаций, занимающихся социально педагогической помощью
- Динамические процессы в семье
- *Социальная работа с молодежью
- *Социальная работа с престарелыми и одинокими
- *Социальная работа с инвалидами
- 7. Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь.
- 8. Техн-ия раб.С.П. В оу с одаренными детьми.
- 9. Техн-я раб. Сп с детьми девиантного поведения
- 10. Техн-я раб. С.П с семьей
- 11. Техн-я раб. С.П.С детьми с огранич-ми возм-ми и их семьями.
- 12. Техн-я раб.С.П.С детьми,оставшимися без попеч-я род.
- 13. Система консультативно-диагнос-й,коррекц-но-пед,реабилит-й раб.С дет.С пробл.В разв.
- 14. Технология работы социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями
- 15. Методика работы социального педагога с личностью и ее микросредой в системе служб социальной помощи населению
- 16. Методика и технология реабилитации и социальной коррекции
- I. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- II Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- 17. Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов
- 18. Организация и проведение профориентационной работы социальным педагогом.
- 19. Просветительская деятельность сп в оу различного типа.
- 20. Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды в деятельности социального педагога.
- 21. Социальный педагог как социальный менеджер: технологии социального управления.