logo
ОТВЕТЫ СП

7. Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь.

В современных вузах при подготовке социальных педагогов, практических психологов и социальных работников введен курс «Методика и технология работы социального педагога».Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Познакомившись с особенностями науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы понятия «методика» и «технология».

Социальная педагогика как наука имеет предмет, объект, методологию (учение о научном методе познания, сов-ть методов, применяемых в науке). Методика является составной частью методологии.Методика:1) отрасль социально-педагогических знаний; изучает адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных за стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом;2) совокупность форм, средств, методов, приемов соц-пед д-ти. Основные задачи методики работы социального педагога:

1.разработка основных направлний,принципов,форм, средств, методов организации соц-пед работы с различными категориями населения

2.разработка основных направлний,принципов,форм, средств, методов,которые помогут социальному педагогу овладеть искусством помощи детям

3.разработа механизмов изучения,анализа, внедрения отеч-го и зарубежного опыта соц-пед работы в практику профессиональной деятельности

Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:1) диагностический - обобщение и осмысление конкретного социально опыта; апробация оваций, те. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;2) конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой социально практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие индивидуального творчества каждого соц пед.

Назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:- определение цели социально работы;- определение способов решения проблемы клиента;- определение характера взаимоотношений соц пед и подопечных.

Методика в самом общем виде представ­ляет собой совокупность методов, приемов и средств целесооб­разного проведения какой-либо работы.

Понятие метода имеет очень широкое применение. Социальная педагогика является отраслью педагогики, поэтому при определении методов соц-пед деятельности необходимо опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике и учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

В поле зрения социального педагога находится ребенок и окружающая его социальная среда, и именно социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализа­ции. Социальный педагог может работать непосредственно с ребёнком или же опосредованно - через семью, друзей, детский коллектив - воздействуя на ребёнка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребёнком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности соци­ального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в соц-пед деятельности широко используются понятия «прием» и «средство». Прием - частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятель­ствах могут выступать средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Технологии подр-ся на: 1)Социальные - система знаний о способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения. 2)Соц-пед - обоснование (описание) этапов, методов и средств соц-пед деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной педагогической цели. 3)Пед - это совокупность основных методов, действий, операций и процедур, обеспечивающих получение прогнозируемого результата.

Виды: 1) метатехнологии-технологии по орг-ции другой деят-сти (напр, техн непрерывного обр-ния, техника борьбы с преступностью); 2) мактотехн-реализация политики в рамках ведомств соц институтов отдельной области (напр, техн профильного обр-ния); 3) модульно-локальные-техн, охватывающие отдельные части воспит процесса опред-го учреждения (напр, техн проведения благотворит акций, орг-ции воспитат мероприятий; 4) микротехн-инд взаим-вие с конкр чел-ком (напр, техн диагн-ки личности, тренинги.

Любую научно и практически обоснованную техно­логию отличают следующие три обязательных признака:

• разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

• координированное и поэтапное выполнение действий, направ­ленных на достижение искомого результата (цели);

• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели Классификация: По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.).

По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А.И.Пригожин выделил: кабинетные (по лучены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).

Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне).

Проанализируем соотношение понятий методика и технология по следующим основаниям: целеполагание, универсальность применения, субъект соц-пед.деятельностиелеполагание имеет важное значение и для методики, но в соц-пед.деятельности часто нет возможности поставить конкретные цели. В процессе реализации методики возникает масса уточнений координально меняющих замысел. В рамках технологии данный факт недопустим, в технологии-точность,предсказуемость результата..Особенностью технологии является ее универсальность. Максимальное количество соц.педагогов в состоянии освоить ведущие технологии. Их реализация не изменяется под воздействием индивидуально-личностных особенностей человека. В методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные особенности соц.педагога, ньюансы его проф.подготовки играют существенную роль в решении соц-пед.задачи.На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности ее объекта. Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методики, кот. м.б. несколько. В технологиях содержание деятельности ожидается опр.изменения объекта. Рост и развитие человека происходит не линейно, под воздействием различных условий и факторов. В этом случае применение технологии становится нецелесообразным. Необходима комбинация частных технологий и методов, которые влекут за собой постоянное внесение изменений, что и допускается методикой.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить соц-пед д-ть, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед соц пед. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

*Особенности содержания,форм и методов социального воспитания в различных воспитательных организациях. СВ в дошкольн ОУ.Дошк детство-период жизни чел,когда происход интенсивн становлен социокульт опыта,формир самост.,соц активн,самопознан.Архитект-планир решен-е-удобство расположен,наличие блоков жизнедеят.,учет возр особен.Предметно-пространствен.среда-дифференц помещен и территор, технич оснащен.,комфортн и эстетика.Режим-рациональн,учет возр особен.Этикет и традиции-требован внешн вида,дисципл и порядка,наличие праздников.Специфика-соц развит осуществл под возд «другого».Взаимод воспит и реб:внутрен(взаимн понимание),внешнее(совместн раб,обмен взглядов и жестов).Взаимод реб-реб,реб-восп проходит ч/з игру-сюжетно-ролевая(много общения),ч/з дидактич материал(игры,раскраски,конструктор), ч/з вопросы к взрослому.Образование носит развив хар-ер(духовн,физич,интеллект созревание,социокульт и личн опыт,усвоен гигиенич навыков,полоролев поведение,познават и морально-нравствен аспекты,становление сознания личности).Индивидуальн помощь:ч/з родителей(просвещение,решение проблем),ч/з наблюдение(совместн разговор).Отношен и общение реб-родит-пед д/строиться на партнерских отношениях(демократич).Обеспечение комфортн,безконфл,безопастн условий для реализ природн потенциала.Качества педагога:доброта,любовь,щедрость,искренность.Вкл в разнообр виды деят,накапл соц опыт,вступ во взаимод с окруж,ребенок все больше начин осозн свое «Я». Особенности социального воспитания в сиротских учреждениях.Быт: хорошо организован, режим. Соц. опыт. Сужен контакт с окружающим миром, затруднено приобретение соц. опыта, отсутствует самостоятельность, нет навыков самообслуживания.Взаимодействие: Специфика данных учреждений позволяет достаточно рано научиться выстраивать взаимоотношения детей друг с другом, причём общение носит как одновозрастной так и разновозрастной характер (старшие общаются с младшими). Взаимоотношения м/ду воспитанниками и педагогами, носят дружеский, личный характер, т.к. педагог это фактически единственный человек к которому ребёнок может обратиться со своими проблемами, за советом.Образование: Приближено к общеобразовательной школе. Нередко дети из детских домов ходят заниматься в ближайшие школы, что облегчает социализацию детей, так как оно получают возможность общения с другими детьми, из семей, расширяются связи с внешним миром, в отличие от школ интернатов, в которых обучение проходит в стенах этого же учреждения. Индив. Помощь:Соц. Пед. начинает работать с детьми с момента их поступления. Работа достаточно эффективна, т. к. дети находятся в учреждении постоянно. Достаточно важно оказанние индивидуальной помощи в последние годы пребывания ребёнка в данном учреждении. Работа должна быть направлена на помощь в адаптации, в формировании умения жить самостоятельно, отдельно, помощь в самоопределении, профориентационная работа.Особенности соц. воспит. в спец. (коррекц.) образовательн. учреждениях.Дети учатся выстраивать взаимоотношения с социумом, общаться. Очень важна организация предметно- пространственной среды(цветовое решение, зона рекриации).Важны взаимоотношения м/д детьми и педагогами, необходима реализация индивидуального подхода, нужно учитывать, что настроение и работоспособность таких детей зависит, от многих внешних факторов, такие дети метеочувствительны. Детей нужно учить взаимодействовать друг с другом, не только играя, но и в образовательном плане. Важно выстраивать взаимоотношения м/д. родителями и педагогами, т.к. именно родители знают особенности своих детей и они могут предупредить о проблемах которые могут возникнуть. Необходимым явл-ся просвещение родителей, помощь в решении проблем такого ребёнка. Необходима посредническая работа м/д. родителями и психологом, т.к. может возникнуть проблема принятия ребёнка и материальн. поддержки семей, т. к. они входят в группу риска.