Основные выводы.
1.Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологически теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
2.Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
3. В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. “Между Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. – Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу. Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически”.
4. Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – и науки об обществе – социологии.
5. Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
6. Доказывая “нормальный” характер солидарности в обществе и “анормальный” характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы “органической” солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) “механической” солидарности в тоталитарных обществах.
7. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Мораль Дюркгейм понимал, как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах.
8. Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.
Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.
9. Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.
Вопросы для размышления, самопроверки, повторения
Охарактеризуйте влияние, которое оказали на Эмиля Дюркгейма его предшественники и учителя?
Почему Э. Дюркгейм считал, что социологию только ещё предстоит создать?
Сформулируйте сходство и различие социологических взглядов О. Конта и Э. Дюркгейма.
Охарактеризуйте онтологический и методологический аспекты социологии Дюркгейма.
Что такое социальная деятельность и что такое социальные факты по Дюркгейму?
Что имел в виду Э. Дюркгейм, когда говорил, что «факты следует изучать как вещи»?
Объясните высказывание Э. Дюркгейма относительно того, что «между Богом и обществом надо сделать выбор … оба они близки друг другу»?
В чем состоит вклад Э. Дюркгейма в становление профессиональной социологической этики?
Какие социологические школы конкурировали со школой Э. Дюркгейма во Франции конца Х1Х – начала ХХ века?
Объясните, почему Э.Дюркгейм полагал, что «моральная атмосфера общества обладает определённой силой и воздействует на людей как сила»?
11. Почему социологию Георга Зиммеля называют понимающей социологией и формальной социологией? Что Зиммель называет «чистой формой»?
- Т.А. Марченко социология
- Рецензенты
- Оглавление
- Глава 5. Социология конфликта.
- Глава 6. Социология политики
- Глава 7. Социология общественного мнения
- Глава 8. Социология семьи
- Глава 1. Возникновение и развитие социологии
- 1.1. Что и как изучает социология. Объект и предмет социологического исследования
- 1.2. От метафизики к позитивизму
- 1.3. Позитивная социология о. Конта
- Глава 2. Эволюционизм как разновидность системного подхода
- 2.1. Социальный дарвинизм г. Спенсера
- 2.2. Идея “физиологического разделения труда”
- 2.3. Две эпохи человеческой истории.
- Эволюционизм
- Глава 3. Социология Эмиля Дюркгейма
- 1.1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
- 3.2. “Социологизм” как философское обоснование социологии
- 3.3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Становление структурного функционализма
- Механическая солидарность
- Органическая солидарность
- 3.4.Формальная социология г. Зиммеля
- Основные выводы.
- Глава 4. Социология в России
- 4.1. Процесс институционализации социологии как науки
- 4.2. Первый этап: развитие позитивизма в России: основные направления
- 4.3. Второй этап развития социологии: различные версии неокантианства и марксизма (1890-е г. - начало XX в.).
- 4.4. Третий этап: самоопределение социологии как общей теории. (первая четверть XX века)
- 4.5. Четвертый этап: «взлет и падение» социологии в России. (20-е -30-е годы XX в.).
- 4.7. Современный этап развития социологии в России
- Глава 5. Социология конфликта
- 5. 2. Функции социального конфликта
- 5. 3. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта
- 5.4. Основные стадии развития конфликта
- Глава 6. Социология политики
- 6.2. Понятие социального идеала
- 6.3. Политические нормы и политические ценности. Соотношение политики и морали
- 6.4. Автократическая и демократическая политические культуры
- Восток – Запад – Россия (политические ценности)
- 6.5. Политический язык как элемент политической культуры
- Глава 7. Социология общественного мнения
- 7.1. Возрождение массовых опросов общественного мнения в российской социологии
- 7.2. Структура общественного мнения и направления его исследования
- 7.3. Проект Бориса Грушина «Общественное мнение»
- 7.4. Проект Владимира Шляпентоха
- 7.5. Опросы общественного мнения, но под контролем партии
- 7.6. Подъем исследований общественного мнения российского общества
- Глава 8. .Социология семьи
- 8.1. Социальная сущность и функции семьи
- 8.2. Классификация семейно-брачных отношений
- 8.3. Трансформация семьи и ее будущее
- Ключевые слова
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Эмпирическая социология
- 9.1. Возникновение эмпирической социологии
- 9.2.Основные школы эмпирической социологии
- 9.3.Социология академическая и прикладная
- Глава 10. Психологическое направление в социологии
- Иммануил Валлерштейн: биографический очерк
- Заключение
- Библиографический список
- Социология
- 344002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.