logo search
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд

1.1. Что и как изучает социология. Объект и предмет социологического исследования

Термин "социология" имеет широкое хождение в повседневной жизни. О социологии, социологических исследованиях мы слышим чуть ли не каждый день по радио, телевидению, читаем о различных рейтинговых исследованиях в газетах. Каждый из нас имеет свое мнение обо всех фактах и явлениях личной, коллективной, общественной жизни. Все это достойно внимания социологов. Но социология имеет свой специфический ракурс исследования.

Например, есть в социологии раздел "Социология личности", где предметом изучения является личность в системе социальных связей и отношений. Вместе с тем личность изучается многими науками, например, медициной, экономикой, психологией и т.д.

Рассмотрим пример. У В. Высоцкого есть такие стихи:

Мы все живем как-будто, но

Не будоражат нас давно

Не телефонные звонки.

Не пароходные гудки.

Средь суеты и кутерьмы,

Ах, как давно мы не прямы,

То гнемся бить поклоны впрок,

А то завязывать шнурок.

Медик, встретив человека с подобным мироощущением, заинтересовался бы состоянием нервной системы.

И если такие мысли присутствуют на фоне депрессивных состояний, то наверняка отправил бы такого человека к невропатологу. Экономист подумал бы, что скорее всего у такой личности налицо деформации образа жизни, обусловленные недостаточностью дохода или же неудовлетворенностью источниками этого дохода; а, может быть, такой человек испытывает в процессе жизнедеятельности экономическое или иное принуждение и эксплуатацию. Социолог, в отличие от них, задался бы рядом вопросов: каковы социальные связи этого человека, каков набор его социальных ролей, попытался бы выявить в индивидуальном настроении социально-типическое, свойственное целым группам пли категориям населения. Можно было бы составить систему факторов, влияющих на человека: работа, семья, отношения лидерства-подчинения, жизненные ожидания. Названные факторы, взятые вне отношения к ним человека, называются в социологии независимыми переменными.

Но социальный субъект любой степени общности, будь то индивид, социальная группа, социальный слон, класс, этнос и т.д. не может быть безразличным к независимым переменным, в системе которых проходит его жизнь. Отношение к ним, выраженное в эмоционально-ценностных, нормативно-нравственных понятиях, представляет блок зависимых переменных. Когда социологи заранее догадываются о взаимосвязях между зависимыми и независимыми переменными, они формируют гипотезу. Зависи­мые и независимые переменные находятся в состоянии взаимовлияния и взаимозависимости.

Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает представление о социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению текущих познавательных и практических потребностей. Конечно же, этим предмет социологии не исчерпывается.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия социальных. Что же такое "социальное"?

Социальное - это совокупность тех или иных свойств общественных отношений, которые конституируются индивидами в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляются в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление возникает тогда, когда поведение одного или нескольких индивидов оказывается под влиянием и воздействием других людей. Именно эти воздействия во многом обусловливают то, что индивиды становятся носителями тех или иных социальных качеств.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектом социологического исследования. В качестве предмета внимания и изучения социологии может выступить любое явление общественной жизни: общество в целом с присущей ему материальной и духовной культурой, большие и малые социальные группы и этнонациональные общности людей, в том числе классы, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, мужчин, представителей старшего поколения, политические партии, профсоюзы, творческие организации и др.

Итак, современная социология - это самостоятельная науки об обществе как целостной социальной системе во всем многообразии составляющих ее подсистем и отдель­ных элементов.

Структура и уровни социологического знания. Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об обще­ственных явлениях и процессах. Это прежде всего определенная упорядоченность знании об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях. Речь идет о следующих уровнях социологии:

- общесоциологические теории, или общетеоретичес­кая социология;

- специальные социологические теории, которые нередко называют частными;

- конкретные социологические исследования.

Эти уровни различаются между собой глубиной социологического анализа, общественных явлений и широтой делаемых при этом обобщений и выводов.

Общесоциологические теории касаются глубинных, характерных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологической теории делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, исследуется общество как целостная система с позиций системного, структурно-функционального и иных подходов, занимающихся исследованием тенденций развития больших социальных общностей. Важной областью общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, в том числе политических, правовых, нравственных, религиозных и др.

Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе круга объектов, изучаемых социологией, научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах.

Специальные, или частные социологические теории, касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Познавательный ракурс этих теорий более узок, чем общесоциологический. Он ограничен, как правило, теми или иными социальными подсистемами.

Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить наиболее полное представление относительно объекта и предмета исследования, а также сделать научно обоснованные выводы по анализируемому материалу. Специальные социологические теории невозможны вне связи с общесоциологическими теориями: ведь любая социальная подсистема входит в социальную систему большей степенью общности, которая изучается на общетеоретическом уровне. Можно сказать, что частные социологические теории сочетают в себе теоретический и эмпирический уровни исследования. Перечислим некоторые параметры специальных социологических теорий. Их составляющие:

- исходные теоретические и методологические положения, на основе которых строится теория, проводятся исследования, обрабатываются результаты;

- система понятий, которыми оперирует специальная социологическая теория;

- формулируемые теоретические обобщения и выводы;

- вытекающие из исследований научные и практические рекомендации. Специфика этих теорий в их органической связи с практикой.

Среди специальных социологических теорий можно назвать социологию труда, социологию семьи, социологию молодежи, этническую социологию, политическую социологию, социологию города и села, социологию личности, социологию культуры и многое другое. В настоящее время в России возникают новые специальные социологические теории: социология бедности, социология элит, социология выживания и др.

Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Социология не может существовать не добывая информацию самого разного плана. Первым делом исследователь использует официальную статистику. Недостающую информацию он получает в ходе конкретного социологического исследования.

Чтобы получить адекватное представление об исследуемом объекте, необходимо строго соблюдать правила конкретного социологического исследования. Та совокупность людей, чьи мнения нас интересуют, называется генеральной совокупностью, она задается целью исследования. Это может быть малая группа - какой-нибудь коллектив или же население села, города, региона, страны. Для того чтобы исследование отражало свойства генеральной совокупности, применяются различные виды выборки. Выборка означает ту часть генеральной совокупности, которая непосредственно опрашивается. Объем выборки может быть различным и зависит от меры однородности объекта исследования. Например, если заранее известно, что у людей исследуемой общности одинаковые религиозные взгляды, то не стоит задавать вопрос большому проценту этой общности. Также объем выборки зависит от количества исследуемых признаков: чем больше вопросов нас будет интересовать, тем солиднее будет выборка. И последний фактор, от которого зависит объем выборки, - это предполагаемая важность выводов, необходимая высокая степень их надежности.

Если выборка отражает свойства генеральной совокупности, то есть является ее уменьшенной копией, она называется репрезентативной. Если же выборка эти свойства не отражает, то мы говорим об ошибках репрезентативности, или ошибках выборки. Существует много видов выработок: случайная, квотная, сплошная. Выборочное исследование является более экономичным и достаточно надежным, но требует особой методики и техники.

Любое прикладное исследование нуждается в про­грамме. Программа исследовании - это изложение его тео­ретико-методологических предпосылок (общей концепции в соответствии с основными целями), обоснование гипотез и логической последовательности операций для их проверки. Существует два типа программ - теоретико-прикладные и прикладные.

Программа исследования включает в себя методологический раздел и процедурный раздел. Методологический раздел состоит из формулировки проблемы, определения предмета и объекта исследования, определения цели и за­дач, уточнения основных понятии, предварительного анализа данных, обоснования рабочей гипотезы. Процедур­ный раздел программы представляет собой стратегический план исследования в целом, с обоснованием системы выборки или единиц наблюдения, описанием основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Связь социологии с другими науками. Предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов. Социология - это наука об обществе как социальной системы в целом, функционировании и развитии этой систем через ее составные элемен­ты: личности, социальные общности, институты.

С марксистских методологических позиций социология определялась как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функци­онирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов1. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей дисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности - вот спектр мнений, который был предметом обсуждения в 1960-80 гг. Аналогичные дискуссии были характерны и при рассмотрении взаимосвязи социологии и научного коммунизма. В 70-80-х годах появился ряд работ, в которых предмет теории научного коммунизма, определяемый как изучение социально-политических закономерностей становления социализма и коммунизма, отождествляется с предметом социологии.

Однако, как показала практика социологической науки, такие споры оказались бесплодными и были опровергнуты самой жизнью. И этот новый подход проявился не в том, что было найдено правильное соотношение с истматом и научным коммунизмом, а в том, что под вопрос была поставлена правомочность существования последних. После дискуссий конца 80-х - начала 90-х годов в научном мире пришли к выводу, что при решении фундаментальных вопросов о проблемах общества лучше всего оперировать понятием "социальная философия". Сложился уже довольно широкий круг проблем социальной философии. Наиболее важные из них: понимание природы общества, его происхождения, структуры и будущих способов обмена результатами жизнедеятельности людей, происхождения и разви­тия государства, его соотношения с обществом, места и роли человека в обществе, воспитания людей и др. Проблематика социологии философии послужила источником и методологической базой социологии.

В отличие от социальной философии, которая рассматривает общество в основном как социальную статику, социология изучает процессы социальной динамики, т.е. непрерывные изменения условий. Основополагающие идеи социологии были заложены Г. Спенсером в работе "Основания социологии'', где он рассматривал роль и взаимосвязь составных частей общества, социальных институтов, раскрыл движение общества, как движение от простого к сложному, как общественную закономерность. Дальнейшее развитие социологии выявило такую ее приоритетную черту, как приоритетное внимание к эмпирическому социальному материалу. Эту черту можно оценить как конкретизацию социально философских идей. Социология, стремясь к изучению динамических социальных процессов, главное внимание уделяет теоретическому осмыслению материала в различных аспектах социальных отношений. Так возникло целое семейство социологии - труда, образований, семьи, политики, управления и других. В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Таким образом, социология в отличие от социальной философии приобретает контуры науки о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей: классов, социально-профессиональных слоев, народов и наций, семейных и половозрастных социальных групп. Активно развивается социология личности. Личность все больше получает признание первичной клеточки социальных отношений.

Соотношения социологии и политологии возникает на основе сравнительного анализа обеих научных дисциплин. Политология как научная дисциплина комплексно рассматривает политические проблемы общества. На основе теории моделей она рассматривает политическую реальность, итоги прежней и план будущей политики, т.е. реализм и нормативное целеполагание. Политология, исследуя устройство государственной жизни в направлении ее полезности гражданам данного государства, а не с точки зрения какого-то идеала, как, например, изучавшаяся прежде теория социализма. Сегодня политология сконцентрировала внимание на механизме повседневного действия власти и выступает своеобразным экспертом функционирования политической системы. Политическая наука предсказывает развитие политических процессов на основе объективно происходящих событий. Центральными проблемами политологии являются: политическая власть, политическая организация общества, эффективность деятельности государственного аппарата, политических партий, оппозиции, групп давления, массовых движений и общественных организаций, политическая активность и поведение граждан, сравнительный анализ политических систем современности, вопросы внешней политики и международных отношений. Таким образом, предметом политологии является политический процесс как феномен и результат взаимодействия различных социальных сил. Взаимодействием социальных сил занимается социология, но специфика политологии заключается в том, что она изучает отношения социальных субъектов по поводу политической власти. Таким образом, ее можно назвать политической социологией, т.е. одним из специфических разделов социологической науки. Следовательно, предмет изучения политологии (политический процесс) очерчивается более узкими рамками, чем предметы социальной философии и социологии.

По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и т.п. задач, связанных с функционированием форм собственности. Социология помогает экономическим наукам освободиться от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объеме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияния нарост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства. Правовыми науками также накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, норм права, процессов формирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.

Плодотворна роль социологии во взаимодействии с историческими пауками, что позволяет им расширить традиционный инструментарий для решения своих познавательных задач и целей. Широкое поле открывается и при исследовании проблемы исторического сознания - приоритет социологии здесь неизмерим по сравнению с другими научными методами. Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровня зрелости эстетического вкуса, путей и форм удовлетворения духовных потребностей и т.п. Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности можно во многом установить при помощи специфических методов, которые находятся в распоряжении социологии.

Значительный удельный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, получила развитие социальная экология и социальная медицина. В обосновании проблем градостроительства, территориального размещения людей, пространственной структуры расселения, в создании новых городов также потребовалось участие социологов, т.к. игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело к целому ряду серьезных ошибочных решений, таких, как внедрение многоэтажного строительства в сельской местности, отказ от применения ландшафтной архитектуры и т.д.