logo search
СП Е-ТТ 09

1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы

Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, творца своей собственной и общественной жизни. В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность1, являющаяся одной из граней культурной жизни общества, во всем мире привлекает к себе все большее внимание не только деятелей культуры, но и политиков, социологов, педагогов, ученых.

В истории России культурное проведение досуга было связано с массовым развитием клубных учреждений, начавшимся в СССР с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома был образован Главполитпросвет. Российские народные дома, появившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы тогда в рабочие клубы и дома культуры. Первым «дворцом культуры ВЦСПС» стал Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде.

На Западе интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 50-60-х годах прошлого столетия. Этому предшествовало сокращение в середине 30-х годов в ряде европейских стран рабочего дня и начавшееся, в связи этим, изучение бюджетов времени различных категорий населения. Понятие «культурно-досуговая деятельность» вошло в российский научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х годов XX века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из важных видов человеческой деятельности.

Общемировая тенденция развития мегаполисов в конце XX – начале XXI века – это превращение их культурной и досуговой сфер в ресурс экономического роста и развития социума, в фактор перехода к новому социально-экономическому укладу всей территории. Данный процесс предполагает качественное изменение управленческих подходов и методов профессиональной деятельности в культурно-досуговой сфере. Россия в целом в настоящее время недостаточно готова к реализации подобной стратегии в сфере культуры, однако в ряде российских регионов объективно происходят реальные изменения, затрагивающие досуговую сферу, пространство творческой самореализации людей и различных сообществ. Екатеринбург является одним из позитивных примеров подобного рода, накопив за последнее десятилетие конкурентные преимущества и имея все шансы стать привлекательным центром для людей различных регионов и культур России и стран ближнего зарубежья, давая им возможность реализации своих потребностей в творчестве.

Распространение концепции креативного (творческого) города – это тренд последних полутора десятилетий, ориентированный, прежде всего, на учёт интересов городских сообществ в создании комфортной и адекватной социокультурной среды, востребующей гражданские и социальные инициативы, дающей простор для проявления творческих активностей и поощряющей развитие новых конструктивных социальных и культурных практик в современном городе.

Город как территория творчества – это сочетание, во-первых, комфортной, открытой и институционализированной среды для самореализации и активного отдыха горожан, во-вторых, форм социокультурной активности организаций, сообществ и отдельных горожан, и, в-третьих, стратегических задач развития города и его внешнего позиционирования.

Одним из важнейших показателей качества жизни людей в творческом городе является качество использования свободного времени. Увеличение доли свободного времени, обусловленное технологическими и экономическими сдвигами последних десятилетий, лавинообразный рост предложения в сфере досугового сервиса, индустрии отдыха и развлечений, рост влияния информационно-рекламных факторов на досуговое и потребительское поведение людей – общецивилизационные тенденции. Эти процессы, с одной стороны, расширяют возможности творческой самореализации личности, создают дополнительный потенциал для удовлетворения многообразных человеческих потребностей и способностей, а с другой – приводят к усилению конкуренции в «борьбе за свободное время» потребителя как между производителями досуговых услуг (работники учреждений культуры, досуговых центров, туристических фирм и т.д.), так и между различными социальными институтами (СМИ, власть, корпорации, образование, спорт и т.д.). Эта усиливающаяся конкуренция на фоне постепенного ослабления традиционных досуговых ценностей, интересов и привычек усложняет ситуацию выбора форм досуга, а в ситуации ценностной неопределённости и информационной избыточности создаёт ряд проблем, которые на сегодняшний день фиксируются экспертным сообществом в качестве общемировых. К их числу можно отнести:

Эти угрозы приводят к реальным и потенциальным потерям, как на уровне личностного потенциала человека, так и на уровне потенциала общества. На личностном уровне последствиями могут выступать десоциализация, ограничение возможностей развития личности и её адаптации в обществе. На уровне сообществ возможные последствия – снижение экономической, социальной, культурной активности населения, рост дезинтеграции, и, как следствие, рост социальных девиаций, социального отчуждения и дегуманизация, маргинализации социальной среды.

При этом сфера досуга испытывает сегодня и влияние иных, социально позитивных и гуманизирующих тенденций. Исследования досугового поведения жителей Екатеринбурга и рынка услуг в этой сфере2, проведённые в 2008-2010 годах показывают, что на сегодняшний день ситуация в сфере досуга горожан характеризуется наличием положительных тенденций:

1. Расширяются возможности горожан для творческой активности.

Среди экономически активного населения объём свободного времени (времени, не занятого выполнением производственных, необходимых семейно-бытовых и физиологических функций) составляет в среднем около 5 часов в день. Среди незанятого или частично занятого населения количество свободного времени, которым распоряжается человек, безусловно, выше.

Помимо временных возможностей, увеличиваются также финансовые, информационные, территориальные возможности для реализации разнообразных потребностей и интересов.

2. Возрастает потребность в творческих формах самореализации горожан в свободное время.

В шкале жизненных ценностей экономически активной категории населения творческая самореализация обозначается большинством опрошенных в числе приоритетных ценностей, наряду с карьерным ростом, самоутверждением и престижем. Лишь менее трети опрошенных представителей экономически активного слоя не считают свободное от работы время сферой собственной творческой самореализации.

3. Растёт дифференциация культурно-досуговых потребностей горожан, причём эта дифференциация на уровне потребительских запросов всё более поляризуется.

С одной стороны, возрастает спрос на услуги так называемого «массового спроса», особенно в сегменте агломерированного потребления (прежде всего – услуги торгово-развлекательных центров3 и клубов4, удовлетворяющих одновременно несколько потребностей – в питании, общении, развлечении, покупках и т.д.). С другой стороны, растёт количество и разнообразие сегментов узколокализованного спроса на уникальные, эксклюзивные формы активного досуга.

4. Существенно снижается социально-классовая и корпоративная детерминированность в активном творческом поведении.

На досуговые ориентации и творческую активность практически не влияют такие факторы, как социально-классовые привычки и обычаи, либо корпоративная солидарность. Эта тенденция дифференциации культуры от социальной структуры характерна для общества современного типа..

5. Существенно повышается рекреационная потребность горожан.

Рекреационные потребности – это необходимость в психофизиологическом и духовно-интеллектуальном развитии сил индивида. Рекреационная деятельность человека проявляется в разнообразных занятиях в свободное время. В содержании и формах организации этой деятельности происходят постоянные изменения, постепенно повышается значение активных видов отдыха, хотя различные формы пассивного отдыха также остаются востребованными современным человеком. В пространстве мегаполиса к значимым рекреационным зонам относятся городские леса, парки, дендрологические и ботанические сады.

Фундамент сегодняшней культурно-досуговой сферы Екатеринбурга заложен в Советский период. В 70-е – 90-е годы XX века в городе Екатеринбурге (Свердловске) функционировали учреждения культуры клубного типа разной подчиненности: профсоюзные и ведомственные5. К началу 90-х годов в городе было 31 учреждение культурно-досуговой сферы6.

Два десятилетия, прошедших с тех пор, изменили систему культурно-досуговых учреждений города: имущество 10 учреждений сферы продано в частные руки и перепрофилировано, некоторые из них частично сохранили статус учреждений культурно-досуговой сферы, 4 культурно-досуговых учреждения переданы Министерству культуры и туризма Свердловской области, 6 учреждений остаются ведомственными учреждениями культуры и досуга, 1 учреждение возвращено бывшему владельцу – Екатеринбургской православной епархии (Дом культуры «Автомобилист»).

Остальные, 10 учреждений культурно-досуговой сферы удалось сохранить в этом статусе благодаря переводу их в собственность МО «город Екатеринбург»: центр культуры и искусств «Верх-Исетский» (ДК металлургов ВИЗа); центр культуры «Орджоникидзевский» (ДК школьников ПО «УЗТМ»); центр культуры «Урал» (ДК «Урал»); дом культуры «Елизаветинский» (ДК ПО «Пластполимер»); центр культуры и досуга «Садовый» (ДК «Орджоникидзевский); культурно-досуговый центр «На Варшавской» (ДК Свердловской птицефабрики); культурно-досуговый центр «Исток»; культурно-досуговый центр «Широкая речка»; центр культуры «Молодежный» (ДК МЖК); центр культуры «Горный Щит».

В настоящее время в МО «город Екатеринбург» культурно-досуговая деятельность осуществляется на базе 15 культурно-досуговых учреждений клубного типа, сохранившихся в городе по инициативе районных администраций и на базе бывших центров культурно-досуговой деятельности, которые продолжают оставаться самыми массовыми, доступными и востребованными учреждениям культуры. В 2011 году в муниципальную собственность был приобретен Дом культуры «Эльмаш». Большинство учреждений расположены в отдаленных от мест сложившейся концентрации учреждений социально-культурной сферы районах города. Культурно-досуговые центры (КДЦ) города Екатеринбурга, как в Российской Федерации и в Свердловской области в целом7, являются центрами развития городской социокультурной среды в условиях отдаленных территорий8.

Организуя свою деятельность по принципам многофункционального культурного центра, современный культурно-досуговый центр в целом сохраняет традиционную специфику и виды клубного досуга: массовое общение, эстетическое просвещение, развитие любительского творчества. Имея четкие ориентиры на запросы посетителей, учреждения культуры развивают в качестве приоритетных специализированные формы клубного досуга – детского, подросткового, молодежного, семейного, направленного на развитие национальных культур, социокультурную реабилитацию жителей города с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

Сокращение жизненного пространства из-за увеличения плотности населения и активного строительства города, повышения его урбанизации, развитие агломерационных процессов стали причиной постоянного увеличения стрессогенности Екатеринбурга. Одна из естественных форм снятия психофизиологического и эмоционального напряжения человеком – посещение рекреационных зон: парков, городских лесов, садов и других естественно или искусственно сформированных территорий. Относительно небольшие общедоступные и бережно сохраняемые природные парки мегаполиса традиционно востребованная среда для реализации различных форм отдыха и досуга горожан. Только при наличии хорошо развитой сети парковых территорий, город может предложить своим жителям полноценную среду обитания, когда постоянное и качественное восстановление физических и психологических сил происходит в кругу семьи, на открытом воздухе. Именно на создание качественных условий для отдыха в парках города был направлен стратегический проект «Парк семейного отдыха»9. Все имеющиеся сегодня в Екатеринбурге городские парки и сады являются объектом внимания и заботы служб по благоустройству районных администраций города10. На базе одного из самых крупных городских парков Екатеринбурга создано единственное в городе учреждение – муниципальное бюджетное учреждение культуры «Екатеринбургский центральный парк культуры и отдыха им.В.В.Маяковского» (ЦПКиО).

ЦПКиО является одним из уникальных уголков, важнейшим культурным достоянием города Екатеринбурга. Парк расположен в центральном районе города, обеспечен подъездными путями общественного транспорта. Из 94 га занимаемой площади 70 га – это лесной массив. На территории парка оказываются культурно-досуговые услуги разных видов: концерты, массовые гуляния, ледовые горки, развлечения и разнообразные виды культурно-спортивного отдыха, а также располагаются почти 50 разнообразных аттракционов. Территориальные размеры ЦПКиО, его градостроительное положение, ландшафтная ситуация, история развития, имеющийся парк аттракционов и другие характеристики наилучшим образом подходят для рекреационных целей.

За последнее десятилетие в Екатеринбурге, также как и в целом ряде мегаполисов, произошло обновление понятия «парк». Парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит все более интересные концепции организации среды для разнообразной продуктивной творческой самореализации горожан в природном окружении. Основной проблемой в развитии городских парков продолжает оставаться отсутствие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы деятельности учреждений культуры на их территориях, отсутствие государственного надзора за безопасностью аттракционов и другое.

Особое место в культурно-досуговой жизни горожан занимает уникальное муниципальное бюджетное учреждение культуры «Екатеринбургский зоопарк»11, который является не только первым зоопарком, открытым на азиатской территории России в 1930 году, но он известен еще и тем, что занимает одну из самых маленьких площадей в мире среди зоологических садов, расположенных в мегаполисах. Его площадь составляет всего 2 га., для сравнения – площадь московского зоопарка – 21,4 га, челябинского – 30 га, киевского – 34 га, пражского – 60 га. При этом, Екатеринбургский зоопарк ежегодно посещает более полумиллиона взрослых и детей.

В коллекции Екатеринбургского зоопарка есть уникальные виды, которых нет в других российских зоопарках: амазонские скаты, леопольди, фоссы, парусные ящерицы, иловые черепахи и священные ибисы. Всего в настоящее время в зоопарке более 700 животных, которые относятся более чем к 320 видам. Коллектив зоопарка реализует различные познавательные и просветительские программы. Популярной городской традицией становятся такие эксклюзивные досуговые мероприятия как «День рыб», «День птиц», «День рождения тигра», разнообразные викторины, праздники и т.п.

Анализ основных социокультурных тенденций развития наглядно демонстрирует, что, разнообразные екатеринбургские парки, в том числе и ЦПКиО и зоопарк, становятся все более сложным культурным явлением, представляя одновременно:

1) объект реальной городской среды, ориентированный на креативную досуговую деятельность;

2) объект искусства, наделенный потенциалом для воплощения эстетических идеалов и интересов горожан;

3) пространство, в котором происходит динамичный процесс постоянного обновления и расширения выполняемых функций, связанных с просвещением и творческой самореализацией горожан;

4) объект технологии, где реализуются новейшие достижения в различных областях науки и техники, обеспечивая высокий уровень досуговой деятельности;

5) часть экосистемы города, обладающая очевидной ролью в обеспечении экологической устойчивости среды и вовлекающая жителей города в досуговую сферу в единстве с природой;

6) объект для реализации новых экономических подходов, постоянно развивающийся за счёт вовлечения средств частных инвесторов, вкладывающих вложения в досуговую сферу культуры.

Еще одним из ярких проявлений творческой досуговой активности горожан являются городские праздники и фестивали. Это важные элементы современной культуры, имеющие тысячелетнюю историю и огромное цивилизационное значение.

Феномен городских праздников связан с развитием городов, с появлением особого городского образа жизни и менталитета населения. Городская культура на только формирует свои специфические праздники (например – День города), но и видоизменяет сложившиеся праздничные традиции, восходящие к архаическому сельскому быту и образу жизни. В системе современных праздников можно выделить некоторые особенности:

а) во-первых, утрачиваются прежние сакральные мотивы, и ослабевает этикетный характер праздников, на первое место выдвигаются веселье и эмоционально-развлекательные функции;

б) во-вторых, городское праздничное пространство более регламентировано, в нем большую роль играет торжественно-официальная часть, муниципальная законодательная и исполнительная власть, международный этикет и т.д.;

в) в-третьих, при организации и проведении общегородских праздничных мероприятий все более активно привлекаются профессионалы: сценаристы, режиссеры, профессиональные музыканты и т.п.

Город как совокупность разнородных элементов (разные социально-демографические группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников, которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города и демонстрирующую эстетику городской культуры.

В настоящее время структура календаря праздничных общегородских мероприятий Екатеринбурга формируется 17-ю событиями, часть из которых относятся к числу традиционных, а часть вошла в календарь благодаря постоянной ротации мероприятий12. Основополагающие события городского уровня – «День города», «День победы», «Ледовой городок», «Масленица» и прочие многие годы являются самыми любимыми городскими праздниками. Другие общегородские события – международный мультикультурный проект «Ночь музеев», «День фонтана», «День народного единства» лишь недавно вошли в городской праздничный календарь, но уже завоевали внимание, рождают постоянный интерес со стороны горожан и каждый год привлекают все больше посетителей и участников мероприятий.

В зависимости от формата мероприятия количество участников варьируется от 10 до 300 тысяч человек. Проведение праздничных мероприятий на открытых площадках города, в городском пространстве, на улицах, площадях, в парках и скверах позволяет каждому горожанину реализовать свои потребности в совместном проведении досуга, творческом время препровождении, отдыхе на свежем воздухе и, конечно, в ощущении городского патриотизма и воспитании его у маленьких горожан.

Основные трудности в организации и проведении городских фестивальных и праздничных мероприятий состоят в том, что сегодня нет профессиональной системы отбора творческих достижений горожанина, который хотел бы проявить свои умения и быть оцененным городским сообществом. Такие системы демонстрации достижений в форме городского фестиваля являются характерными для европейской культуры городского празднования13. Факельные шествия, выступления разнообразных костюмированных групп горожан, городские оркестры и прочее дают возможность всем горожанам независимо от возраста, пола, происхождения на равных быть участниками этих праздников, основная цель которых – формирование и продвижение городской или групповой идентичности, ощущение удовлетворенности от общей деятельности и от полноты жизни.

Итак, среди проблем, связанных с функционированием досуговой сферы можно обозначить: устаревшие принципы правового регулирования деятельности культурно-досуговых учреждений; консерватизм форм деятельности, используемых учреждениями при организации творческого досуга населения; низкий квалификационный уровень менеджеров и специалистов сферы; не современная материально-техническая база и другие.

Обозначенные социокультурные тенденции и проблемы трансформации культурно-досуговой сферы Екатеринбурга позволяют указать в качестве приоритетных следующие потребности города как среды активности творческой и досуговой деятельности жителей:

- потребность в преодолении барьеров между традиционными, институционально закреплёнными формами предоставления услуг и культурных коммуникаций и новыми культурными инициативами, возникающими в среде отдельных городских групп и сообществ,

- потребность в реинституционализации сферы досуга в соответствии с большей локализацией и дифференциацией потребностей горожан в творческой самореализации в свободное время,

- потребность в инфраструктурной поддержке растущего многообразия творческих форм досуга, особенно в отношении поддержки информационной, организационной, образовательной деятельности,

- потребность в средовой и институциональной поддержке культурных коммуникаций в сфере творческого досуга,

- потребность в опережающем реагировании предложения на спрос в сфере творческого досуга, подразумевающем систему постоянного мониторинга и прогнозирования развития культурно-досуговых запросов горожан,

- потребность в диверсификации и сегментации сферы досуговых услуг с ориентацией на культурное и субкультурное разнообразие общностей и групп.

Анализ сложившейся в Екатеринбурге ситуации демонстрирует тот факт, что культурно-досуговая сфера города во многом остается сегодня «советской», «дотационной» по сетевому однообразию, предлагаемым формам и методам деятельности, создаваемым условиям и технологиям проведения досуга горожанами. Репертуар и качество услуг, оказываемых на современном этапе культурно-досуговыми учреждениями города, удовлетворяют, по большей части, потребности детского контингента и людей старшего поколения. Но сегмент потребителей услуг подросткового, молодежного возраста, зрелых людей, в том числе проводящих досуг в кругу семьи, покрывается услугами КДЦ недостаточно. Хотя это самый финансово обеспеченный контингент, интеллектуально и физически готовый тратить время, силы и деньги на свой досуг. Именно этот контингент требует культурно-досуговые услуги высокого качества, максимально соответствующего потребностям жителя современного мегаполиса и технически и символически насыщенные, то есть соответствующие мировым досуговым трендам. И не получив качественного предложения в традиционной культурно-досуговой сфере, потребитель покидает ее, отдавая свой капитал иным институциям, лишь косвенно относящимся к культурному досугу: торгово-развлекательные и культурно-спортивные центры ведомственного и частного подчинения, где безусловно понятие «культурный» досуг размывается, трансформируется в увеселительно-торговое свободное времяпрепровождение, не предлагающее потребителю достойного смысла.

Результаты деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений, региональные и общероссийские тенденции развития культурно-досуговой сферы14, а также итоги проведенных в Екатеринбурге в 2009 – 2011 годах социологических исследований, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день основной проблемой сферы творческого досуга и рекреационной деятельности в Екатеринбурге является инфраструктурное отставание городской среды от быстро развивающихся досуговых потребностей жителей и роста их разнообразия, желания и готовности активной части городского сообщества к регулярной непрофессиональной творческой деятельности.