1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы
Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, творца своей собственной и общественной жизни. В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность1, являющаяся одной из граней культурной жизни общества, во всем мире привлекает к себе все большее внимание не только деятелей культуры, но и политиков, социологов, педагогов, ученых.
В истории России культурное проведение досуга было связано с массовым развитием клубных учреждений, начавшимся в СССР с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома был образован Главполитпросвет. Российские народные дома, появившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы тогда в рабочие клубы и дома культуры. Первым «дворцом культуры ВЦСПС» стал Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде.
На Западе интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 50-60-х годах прошлого столетия. Этому предшествовало сокращение в середине 30-х годов в ряде европейских стран рабочего дня и начавшееся, в связи этим, изучение бюджетов времени различных категорий населения. Понятие «культурно-досуговая деятельность» вошло в российский научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х годов XX века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из важных видов человеческой деятельности.
Общемировая тенденция развития мегаполисов в конце XX – начале XXI века – это превращение их культурной и досуговой сфер в ресурс экономического роста и развития социума, в фактор перехода к новому социально-экономическому укладу всей территории. Данный процесс предполагает качественное изменение управленческих подходов и методов профессиональной деятельности в культурно-досуговой сфере. Россия в целом в настоящее время недостаточно готова к реализации подобной стратегии в сфере культуры, однако в ряде российских регионов объективно происходят реальные изменения, затрагивающие досуговую сферу, пространство творческой самореализации людей и различных сообществ. Екатеринбург является одним из позитивных примеров подобного рода, накопив за последнее десятилетие конкурентные преимущества и имея все шансы стать привлекательным центром для людей различных регионов и культур России и стран ближнего зарубежья, давая им возможность реализации своих потребностей в творчестве.
Распространение концепции креативного (творческого) города – это тренд последних полутора десятилетий, ориентированный, прежде всего, на учёт интересов городских сообществ в создании комфортной и адекватной социокультурной среды, востребующей гражданские и социальные инициативы, дающей простор для проявления творческих активностей и поощряющей развитие новых конструктивных социальных и культурных практик в современном городе.
Город как территория творчества – это сочетание, во-первых, комфортной, открытой и институционализированной среды для самореализации и активного отдыха горожан, во-вторых, форм социокультурной активности организаций, сообществ и отдельных горожан, и, в-третьих, стратегических задач развития города и его внешнего позиционирования.
Одним из важнейших показателей качества жизни людей в творческом городе является качество использования свободного времени. Увеличение доли свободного времени, обусловленное технологическими и экономическими сдвигами последних десятилетий, лавинообразный рост предложения в сфере досугового сервиса, индустрии отдыха и развлечений, рост влияния информационно-рекламных факторов на досуговое и потребительское поведение людей – общецивилизационные тенденции. Эти процессы, с одной стороны, расширяют возможности творческой самореализации личности, создают дополнительный потенциал для удовлетворения многообразных человеческих потребностей и способностей, а с другой – приводят к усилению конкуренции в «борьбе за свободное время» потребителя как между производителями досуговых услуг (работники учреждений культуры, досуговых центров, туристических фирм и т.д.), так и между различными социальными институтами (СМИ, власть, корпорации, образование, спорт и т.д.). Эта усиливающаяся конкуренция на фоне постепенного ослабления традиционных досуговых ценностей, интересов и привычек усложняет ситуацию выбора форм досуга, а в ситуации ценностной неопределённости и информационной избыточности создаёт ряд проблем, которые на сегодняшний день фиксируются экспертным сообществом в качестве общемировых. К их числу можно отнести:
растущую приверженность большого числа социальных групп к пассивно-потребительским и сугубо развлекательным формам проведения досуга (просмотр ТВ, компьютерные игры и развлечения) – как результат ускоренного развития электронных СМИ и мультимедийных технологий,
стандартизацию и унификацию досугового поведения – как результат растущей экспансии массовых, коммерционализированных форм культуры в глобальном сообществе,
рост социокультурного разрыва между «массовым обществом» и носителями специфических культурных норм и ценностей («элитарных», «контркультурных», «субкультурных» и т.д.) – как результат усиливающейся дифференциации коммерческого и некоммерческого секторов досуговой индустрии.
Эти угрозы приводят к реальным и потенциальным потерям, как на уровне личностного потенциала человека, так и на уровне потенциала общества. На личностном уровне последствиями могут выступать десоциализация, ограничение возможностей развития личности и её адаптации в обществе. На уровне сообществ возможные последствия – снижение экономической, социальной, культурной активности населения, рост дезинтеграции, и, как следствие, рост социальных девиаций, социального отчуждения и дегуманизация, маргинализации социальной среды.
При этом сфера досуга испытывает сегодня и влияние иных, социально позитивных и гуманизирующих тенденций. Исследования досугового поведения жителей Екатеринбурга и рынка услуг в этой сфере2, проведённые в 2008-2010 годах показывают, что на сегодняшний день ситуация в сфере досуга горожан характеризуется наличием положительных тенденций:
1. Расширяются возможности горожан для творческой активности.
Среди экономически активного населения объём свободного времени (времени, не занятого выполнением производственных, необходимых семейно-бытовых и физиологических функций) составляет в среднем около 5 часов в день. Среди незанятого или частично занятого населения количество свободного времени, которым распоряжается человек, безусловно, выше.
Помимо временных возможностей, увеличиваются также финансовые, информационные, территориальные возможности для реализации разнообразных потребностей и интересов.
2. Возрастает потребность в творческих формах самореализации горожан в свободное время.
В шкале жизненных ценностей экономически активной категории населения творческая самореализация обозначается большинством опрошенных в числе приоритетных ценностей, наряду с карьерным ростом, самоутверждением и престижем. Лишь менее трети опрошенных представителей экономически активного слоя не считают свободное от работы время сферой собственной творческой самореализации.
3. Растёт дифференциация культурно-досуговых потребностей горожан, причём эта дифференциация на уровне потребительских запросов всё более поляризуется.
С одной стороны, возрастает спрос на услуги так называемого «массового спроса», особенно в сегменте агломерированного потребления (прежде всего – услуги торгово-развлекательных центров3 и клубов4, удовлетворяющих одновременно несколько потребностей – в питании, общении, развлечении, покупках и т.д.). С другой стороны, растёт количество и разнообразие сегментов узколокализованного спроса на уникальные, эксклюзивные формы активного досуга.
4. Существенно снижается социально-классовая и корпоративная детерминированность в активном творческом поведении.
На досуговые ориентации и творческую активность практически не влияют такие факторы, как социально-классовые привычки и обычаи, либо корпоративная солидарность. Эта тенденция дифференциации культуры от социальной структуры характерна для общества современного типа..
5. Существенно повышается рекреационная потребность горожан.
Рекреационные потребности – это необходимость в психофизиологическом и духовно-интеллектуальном развитии сил индивида. Рекреационная деятельность человека проявляется в разнообразных занятиях в свободное время. В содержании и формах организации этой деятельности происходят постоянные изменения, постепенно повышается значение активных видов отдыха, хотя различные формы пассивного отдыха также остаются востребованными современным человеком. В пространстве мегаполиса к значимым рекреационным зонам относятся городские леса, парки, дендрологические и ботанические сады.
Фундамент сегодняшней культурно-досуговой сферы Екатеринбурга заложен в Советский период. В 70-е – 90-е годы XX века в городе Екатеринбурге (Свердловске) функционировали учреждения культуры клубного типа разной подчиненности: профсоюзные и ведомственные5. К началу 90-х годов в городе было 31 учреждение культурно-досуговой сферы6.
Два десятилетия, прошедших с тех пор, изменили систему культурно-досуговых учреждений города: имущество 10 учреждений сферы продано в частные руки и перепрофилировано, некоторые из них частично сохранили статус учреждений культурно-досуговой сферы, 4 культурно-досуговых учреждения переданы Министерству культуры и туризма Свердловской области, 6 учреждений остаются ведомственными учреждениями культуры и досуга, 1 учреждение возвращено бывшему владельцу – Екатеринбургской православной епархии (Дом культуры «Автомобилист»).
Остальные, 10 учреждений культурно-досуговой сферы удалось сохранить в этом статусе благодаря переводу их в собственность МО «город Екатеринбург»: центр культуры и искусств «Верх-Исетский» (ДК металлургов ВИЗа); центр культуры «Орджоникидзевский» (ДК школьников ПО «УЗТМ»); центр культуры «Урал» (ДК «Урал»); дом культуры «Елизаветинский» (ДК ПО «Пластполимер»); центр культуры и досуга «Садовый» (ДК «Орджоникидзевский); культурно-досуговый центр «На Варшавской» (ДК Свердловской птицефабрики); культурно-досуговый центр «Исток»; культурно-досуговый центр «Широкая речка»; центр культуры «Молодежный» (ДК МЖК); центр культуры «Горный Щит».
В настоящее время в МО «город Екатеринбург» культурно-досуговая деятельность осуществляется на базе 15 культурно-досуговых учреждений клубного типа, сохранившихся в городе по инициативе районных администраций и на базе бывших центров культурно-досуговой деятельности, которые продолжают оставаться самыми массовыми, доступными и востребованными учреждениям культуры. В 2011 году в муниципальную собственность был приобретен Дом культуры «Эльмаш». Большинство учреждений расположены в отдаленных от мест сложившейся концентрации учреждений социально-культурной сферы районах города. Культурно-досуговые центры (КДЦ) города Екатеринбурга, как в Российской Федерации и в Свердловской области в целом7, являются центрами развития городской социокультурной среды в условиях отдаленных территорий8.
Организуя свою деятельность по принципам многофункционального культурного центра, современный культурно-досуговый центр в целом сохраняет традиционную специфику и виды клубного досуга: массовое общение, эстетическое просвещение, развитие любительского творчества. Имея четкие ориентиры на запросы посетителей, учреждения культуры развивают в качестве приоритетных специализированные формы клубного досуга – детского, подросткового, молодежного, семейного, направленного на развитие национальных культур, социокультурную реабилитацию жителей города с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
Сокращение жизненного пространства из-за увеличения плотности населения и активного строительства города, повышения его урбанизации, развитие агломерационных процессов стали причиной постоянного увеличения стрессогенности Екатеринбурга. Одна из естественных форм снятия психофизиологического и эмоционального напряжения человеком – посещение рекреационных зон: парков, городских лесов, садов и других естественно или искусственно сформированных территорий. Относительно небольшие общедоступные и бережно сохраняемые природные парки мегаполиса традиционно востребованная среда для реализации различных форм отдыха и досуга горожан. Только при наличии хорошо развитой сети парковых территорий, город может предложить своим жителям полноценную среду обитания, когда постоянное и качественное восстановление физических и психологических сил происходит в кругу семьи, на открытом воздухе. Именно на создание качественных условий для отдыха в парках города был направлен стратегический проект «Парк семейного отдыха»9. Все имеющиеся сегодня в Екатеринбурге городские парки и сады являются объектом внимания и заботы служб по благоустройству районных администраций города10. На базе одного из самых крупных городских парков Екатеринбурга создано единственное в городе учреждение – муниципальное бюджетное учреждение культуры «Екатеринбургский центральный парк культуры и отдыха им.В.В.Маяковского» (ЦПКиО).
ЦПКиО является одним из уникальных уголков, важнейшим культурным достоянием города Екатеринбурга. Парк расположен в центральном районе города, обеспечен подъездными путями общественного транспорта. Из 94 га занимаемой площади 70 га – это лесной массив. На территории парка оказываются культурно-досуговые услуги разных видов: концерты, массовые гуляния, ледовые горки, развлечения и разнообразные виды культурно-спортивного отдыха, а также располагаются почти 50 разнообразных аттракционов. Территориальные размеры ЦПКиО, его градостроительное положение, ландшафтная ситуация, история развития, имеющийся парк аттракционов и другие характеристики наилучшим образом подходят для рекреационных целей.
За последнее десятилетие в Екатеринбурге, также как и в целом ряде мегаполисов, произошло обновление понятия «парк». Парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит все более интересные концепции организации среды для разнообразной продуктивной творческой самореализации горожан в природном окружении. Основной проблемой в развитии городских парков продолжает оставаться отсутствие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы деятельности учреждений культуры на их территориях, отсутствие государственного надзора за безопасностью аттракционов и другое.
Особое место в культурно-досуговой жизни горожан занимает уникальное муниципальное бюджетное учреждение культуры «Екатеринбургский зоопарк»11, который является не только первым зоопарком, открытым на азиатской территории России в 1930 году, но он известен еще и тем, что занимает одну из самых маленьких площадей в мире среди зоологических садов, расположенных в мегаполисах. Его площадь составляет всего 2 га., для сравнения – площадь московского зоопарка – 21,4 га, челябинского – 30 га, киевского – 34 га, пражского – 60 га. При этом, Екатеринбургский зоопарк ежегодно посещает более полумиллиона взрослых и детей.
В коллекции Екатеринбургского зоопарка есть уникальные виды, которых нет в других российских зоопарках: амазонские скаты, леопольди, фоссы, парусные ящерицы, иловые черепахи и священные ибисы. Всего в настоящее время в зоопарке более 700 животных, которые относятся более чем к 320 видам. Коллектив зоопарка реализует различные познавательные и просветительские программы. Популярной городской традицией становятся такие эксклюзивные досуговые мероприятия как «День рыб», «День птиц», «День рождения тигра», разнообразные викторины, праздники и т.п.
Анализ основных социокультурных тенденций развития наглядно демонстрирует, что, разнообразные екатеринбургские парки, в том числе и ЦПКиО и зоопарк, становятся все более сложным культурным явлением, представляя одновременно:
1) объект реальной городской среды, ориентированный на креативную досуговую деятельность;
2) объект искусства, наделенный потенциалом для воплощения эстетических идеалов и интересов горожан;
3) пространство, в котором происходит динамичный процесс постоянного обновления и расширения выполняемых функций, связанных с просвещением и творческой самореализацией горожан;
4) объект технологии, где реализуются новейшие достижения в различных областях науки и техники, обеспечивая высокий уровень досуговой деятельности;
5) часть экосистемы города, обладающая очевидной ролью в обеспечении экологической устойчивости среды и вовлекающая жителей города в досуговую сферу в единстве с природой;
6) объект для реализации новых экономических подходов, постоянно развивающийся за счёт вовлечения средств частных инвесторов, вкладывающих вложения в досуговую сферу культуры.
Еще одним из ярких проявлений творческой досуговой активности горожан являются городские праздники и фестивали. Это важные элементы современной культуры, имеющие тысячелетнюю историю и огромное цивилизационное значение.
Феномен городских праздников связан с развитием городов, с появлением особого городского образа жизни и менталитета населения. Городская культура на только формирует свои специфические праздники (например – День города), но и видоизменяет сложившиеся праздничные традиции, восходящие к архаическому сельскому быту и образу жизни. В системе современных праздников можно выделить некоторые особенности:
а) во-первых, утрачиваются прежние сакральные мотивы, и ослабевает этикетный характер праздников, на первое место выдвигаются веселье и эмоционально-развлекательные функции;
б) во-вторых, городское праздничное пространство более регламентировано, в нем большую роль играет торжественно-официальная часть, муниципальная законодательная и исполнительная власть, международный этикет и т.д.;
в) в-третьих, при организации и проведении общегородских праздничных мероприятий все более активно привлекаются профессионалы: сценаристы, режиссеры, профессиональные музыканты и т.п.
Город как совокупность разнородных элементов (разные социально-демографические группы, национальности, формы деятельности) со временем формирует палитру городских праздников, которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города и демонстрирующую эстетику городской культуры.
В настоящее время структура календаря праздничных общегородских мероприятий Екатеринбурга формируется 17-ю событиями, часть из которых относятся к числу традиционных, а часть вошла в календарь благодаря постоянной ротации мероприятий12. Основополагающие события городского уровня – «День города», «День победы», «Ледовой городок», «Масленица» и прочие многие годы являются самыми любимыми городскими праздниками. Другие общегородские события – международный мультикультурный проект «Ночь музеев», «День фонтана», «День народного единства» лишь недавно вошли в городской праздничный календарь, но уже завоевали внимание, рождают постоянный интерес со стороны горожан и каждый год привлекают все больше посетителей и участников мероприятий.
В зависимости от формата мероприятия количество участников варьируется от 10 до 300 тысяч человек. Проведение праздничных мероприятий на открытых площадках города, в городском пространстве, на улицах, площадях, в парках и скверах позволяет каждому горожанину реализовать свои потребности в совместном проведении досуга, творческом время препровождении, отдыхе на свежем воздухе и, конечно, в ощущении городского патриотизма и воспитании его у маленьких горожан.
Основные трудности в организации и проведении городских фестивальных и праздничных мероприятий состоят в том, что сегодня нет профессиональной системы отбора творческих достижений горожанина, который хотел бы проявить свои умения и быть оцененным городским сообществом. Такие системы демонстрации достижений в форме городского фестиваля являются характерными для европейской культуры городского празднования13. Факельные шествия, выступления разнообразных костюмированных групп горожан, городские оркестры и прочее дают возможность всем горожанам независимо от возраста, пола, происхождения на равных быть участниками этих праздников, основная цель которых – формирование и продвижение городской или групповой идентичности, ощущение удовлетворенности от общей деятельности и от полноты жизни.
Итак, среди проблем, связанных с функционированием досуговой сферы можно обозначить: устаревшие принципы правового регулирования деятельности культурно-досуговых учреждений; консерватизм форм деятельности, используемых учреждениями при организации творческого досуга населения; низкий квалификационный уровень менеджеров и специалистов сферы; не современная материально-техническая база и другие.
Обозначенные социокультурные тенденции и проблемы трансформации культурно-досуговой сферы Екатеринбурга позволяют указать в качестве приоритетных следующие потребности города как среды активности творческой и досуговой деятельности жителей:
- потребность в преодолении барьеров между традиционными, институционально закреплёнными формами предоставления услуг и культурных коммуникаций и новыми культурными инициативами, возникающими в среде отдельных городских групп и сообществ,
- потребность в реинституционализации сферы досуга в соответствии с большей локализацией и дифференциацией потребностей горожан в творческой самореализации в свободное время,
- потребность в инфраструктурной поддержке растущего многообразия творческих форм досуга, особенно в отношении поддержки информационной, организационной, образовательной деятельности,
- потребность в средовой и институциональной поддержке культурных коммуникаций в сфере творческого досуга,
- потребность в опережающем реагировании предложения на спрос в сфере творческого досуга, подразумевающем систему постоянного мониторинга и прогнозирования развития культурно-досуговых запросов горожан,
- потребность в диверсификации и сегментации сферы досуговых услуг с ориентацией на культурное и субкультурное разнообразие общностей и групп.
Анализ сложившейся в Екатеринбурге ситуации демонстрирует тот факт, что культурно-досуговая сфера города во многом остается сегодня «советской», «дотационной» по сетевому однообразию, предлагаемым формам и методам деятельности, создаваемым условиям и технологиям проведения досуга горожанами. Репертуар и качество услуг, оказываемых на современном этапе культурно-досуговыми учреждениями города, удовлетворяют, по большей части, потребности детского контингента и людей старшего поколения. Но сегмент потребителей услуг подросткового, молодежного возраста, зрелых людей, в том числе проводящих досуг в кругу семьи, покрывается услугами КДЦ недостаточно. Хотя это самый финансово обеспеченный контингент, интеллектуально и физически готовый тратить время, силы и деньги на свой досуг. Именно этот контингент требует культурно-досуговые услуги высокого качества, максимально соответствующего потребностям жителя современного мегаполиса и технически и символически насыщенные, то есть соответствующие мировым досуговым трендам. И не получив качественного предложения в традиционной культурно-досуговой сфере, потребитель покидает ее, отдавая свой капитал иным институциям, лишь косвенно относящимся к культурному досугу: торгово-развлекательные и культурно-спортивные центры ведомственного и частного подчинения, где безусловно понятие «культурный» досуг размывается, трансформируется в увеселительно-торговое свободное времяпрепровождение, не предлагающее потребителю достойного смысла.
Результаты деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений, региональные и общероссийские тенденции развития культурно-досуговой сферы14, а также итоги проведенных в Екатеринбурге в 2009 – 2011 годах социологических исследований, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день основной проблемой сферы творческого досуга и рекреационной деятельности в Екатеринбурге является инфраструктурное отставание городской среды от быстро развивающихся досуговых потребностей жителей и роста их разнообразия, желания и готовности активной части городского сообщества к регулярной непрофессиональной творческой деятельности.
- 09 Октября 2012 года
- «Екатеринбург – территория творчества»
- 1. Паспорт стратегического проекта
- 1.1. Основания для разработки и внесения изменений
- 1.6. Общие затраты и источники финансирования проекта
- 1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы
- 2. Сущность и окружение проекта
- 2.1. Проблема
- 2.2. Цель проекта
- 2.3. Задачи проекта
- 2.4. Целевые группы
- 3. Возможные способы достижения цели, партнеры (подрядчики) и технология проекта
- 3.1. Возможные способы достижения цели проекта
- 3.2. Технология реализации проекта
- 1 Задача – Совершенствование муниципальной системы культурно-досуговых учреждений как необходимого условия современной творческой коммуникации горожан и обеспечения качества досуговой услуги
- 2 Задача – Создание системы фестивальных мероприятий местного, регионального, федерального и международного уровней
- 3 Задача – Создание условий для семейного отдыха на территории цпКиО им.В.В.Маяковского и других парков и рекреационных зон города Екатеринбурга, в том числе Зоопарка
- 3.3. Потенциальные партнеры и подрядчики
- 4. Показатели эффективности проекта
- 5. План финансирования мероприятий проекта
- 5.1. Источники финансирования
- 5.2. План финансирования задач и мероприятий проекта
- Глоссарий и список сокращений стратегического проекта
- Крупные торгово-развлекательные центры (трц) «Большого Екатеринбурга», оказывающие культурно-досуговые услуги
- Обзор крупных учреждений культуры клубного типа города Свердловска (70 - 80-е годы XX века)
- Учреждения клубного типа Екатеринбурга (конец 90-х годов хх века)
- Показатели деятельности культурно-досуговых учреждений (2000 – 2010 г.Г.)
- Перечень муниципальных культурно-досуговых учреждений мо «город Екатеринбурга» на 2012 год
- Екатеринбургский зоопарк (Информационная справка)
- Создание зоопарка
- Реконструкция зоопарка
- Современное состояние зоопарка
- Календарь праздничных общегородских мероприятий города Екатеринбурга
- Крупные фестивали и общегородские праздники стран Европы и Северной Америки
- К стратегическому проекту
- «Екатеринбург –
- Территория творчества»
- Динамика показателей эффективности деятельности муниципальных
- Культурно-досуговых учреждений города Екатеринбурга (2008 – 2011 годы)
- Особенности муниципальных культурно-досуговых учреждений города Екатеринбурга и перспективы их развития на период до 2020 года
- Концептуальные положения развития Екатеринбургского центрального парка культуры и отдыха им. В.В. Маяковского
- 1. Внешние факторы, влияющие на развитие паркового пространства Екатеринбурга
- 2. История и анализ современного состояния Екатеринбургского центрального парка культуры и отдыха им. В.В. Маяковского
- 3. Основные проблемы и противоречия развития цпКиО им. В.В.Маяковского
- 4. Основные положения Концепции развития цпКиО
- 6. Стратегические направления развития цпКиО
- Стратегия развития Екатеринбургского зоопарка на период до 2020 года
- 1. Екатеринбургский зоопарк сегодня
- 1.1. Зоопарк в мегаполисе: благополучие животных и вопросы этики
- 1.2. Историческая справка
- 1.3. Технические параметры
- 1.4. Коллекция зоопарка
- 1.5. Посетители зоопарка
- 2.1. Основные направления в развитии и продвижении коллекции Екатеринбургского зоопарка
- 2.2. Строительство новых вольер, реконструкция, благоустройство территории
- 2.3. Просвещение и обучение
- 2.4. Широкая пропаганда природоохранных взглядов: связи с общественностью. Партнерские отношения.
- 2.5. Стратегия кадровой политики зоопарка