logo
СП Е-ТТ 09

2.3. Просвещение и обучение

Аудитория зоопарка представлена самыми разными слоями общества, поэтому для работы с посетителями нужно использовать все многообразие просветительных методов. Опыт зоопарков показывает, что наиболее эффективными являются средства просвещения, включающие в себя живое общение с источниками информации, контакт с ручными животными.

Екатеринбургский зоопарк тесно сотрудничает с дошкольными учреждениями, школами, средними профессиональными образовательными учреждениями и вузами, ежегодно предлагая им образовательные программы на базе живой коллекции, а также привлекая мультимедийные и контактно-экспозиционные возможности лекционного зала. Ежегодно к началу учебного года научные сотрудники зоопарка составляют образовательную программу и рассылают её по учебным учреждениям, привлекая к участию в сотрудничестве.

Контактный зоопарк

На территории зоопарка планируется построить новое сооружение, где будут содержаться животные, доступные для контакта. Особую привлекательность этот проект представляет для детей дошкольного возраста с родителями. Контактный зоопарк будет состоять из животных средних размеров, которых нельзя использовать на занятиях в лекционном зале. Поэтому контактный зоопарк представляет собой расширение количества участников программы «Занятия с малышами», а также предоставляет возможность прямого контакта с животными без предварительной записи на занятия.

На базе контактного зоопарка также будут проводиться занятия для дошкольников по адаптированной программе «Животные дикие и домашние», «Маленький фермер», и др.

Проекты для дошкольников

Уникальная методика проведения занятий для детей от года до 6 лет. Участвует группа детей до 7 человек, организованная по предварительной записи, на занятии присутствуют родители и/или другие взрослые родственники. Проводится в лекционном зале зоопарка. Включает в себя разыгрывание сказочного или иного игрового сюжета с использованием:

- наглядных пособий (картинки, эскизы, макеты),

- мягких игрушек разного размера,

- специального оборудования (ковёр, манеж, аквариумы, клетки, амуниция и аксессуары для животных, элементы оборудования вольер),

- ручных животных, безопасных при контакте с детьми.

Занятия проводит научный сотрудник зоопарка и педагог-преподаватель дополнительного образования с опытом работы с детьми дошкольного возраста.

Для расширения проведения Занятий с Малышами и обеспечения большего комфорта его участников планируется:

- закупить новое оборудование: палас, большие мягкие игрушки, манеж, амуницию и аксессуары для животных;

- привлекать к сотрудничеству специалистов-психологов из детских психологических центров для проведения занятий по анималотерапии.

Работа с инвалидами детства

Для слепых и слабовидящих детей предлагаются специально разработанные занятия в лекционном зале. Во время занятия детям контактным путём демонстрируются ручные животные, о которых в ходе демонстрации рассказываются сведения об их особенностях строения, поведения, жизни в природе и неволе. Для более глубокого изучения видового разнообразия животных нашей планеты детям контактным способом демонстрируются чучела диких животных, которых нельзя потрогать вживую, например, орлана, медведя, венценосного голубя.

С 2011 года стали проводиться занятия для детей, страдающих аутизмом, из клуба «Солнечные дети». Занятия проводятся в лекционном зале зоопарка и сопровождаются демонстрацией ручных животных. Планируется наладить тесное сотрудничество со специальными психологами городских психологических центров.

Проекты для младших школьников

Одна из главных форм просветительной работы, предлагаемая в проектах, – экскурсии по экспозиции зоопарка. В рамках составленной научными сотрудниками зоопарка образовательной программы разработаны разнообразные тематические экскурсии для всех возрастов школьников, иллюстрирующие как общие, так и конкретные темы школьных образовательных программ, связанных с изучением окружающего мира.

Для младших школьников специально разработан проект «Друг зоопарка». Такое почётное звание получает тот класс или другая учебная группа, которая посетила три занятия абонементного цикла «Зоопарк – живой музей».

Этот проект учитывает потребности младших школьников в получении внепрограммных сведений о животных и деятельности зоопарка. Это игровые занятия, образовательная функция которых сочетается в равных пропорциях к удовлетворению детской тяги к общению с живой природой в рамках большого города. В первое занятие класс на обзорной экскурсии по зоопарку выбирает живой символ – понравившегося животного. Второе занятие проводится в лекционном зале и представляет собой слайдфильм о выдающихся «личностях» среди животных зоопарка с подробным рассказом об их «закулисной жизни». На третьей встрече, также включающей презентацию в лекционном зале, происходит знакомство с устройством зоопарка как учреждения, содержащего живых животных: его задачах, структуре, повседневном функционировании. Далее следует дискуссия «Нужны ли зоопарки?», где в игровой форме две оппозиционные команды, образованные в пределах группы учащихся, приводят свои доводы и контрдоводы. Команда-победитель, наиболее доказательно отстоявшая свою точку зрения, получает памятные призы от зоопарка.

Звание «Друг зоопарка» закрепляется выдачей специального сертификата с изображением выбранного группой животного в качестве живой эмблемы, благодарность педагогу, а также возможность для класса посетить контактный зоопарк.

Проекты для учащихся средних классов

Тематические экскурсии по темам, изучаемым в школьных программах для средних классов, связанных с биологией, теперь организованы научными сотрудниками по абонементному циклу. В неё, кроме экскурсий, входит расширенная форма работы с учащимися, получившая название «Уроки в зоопарке». Это тематические занятия, которые включают проведение слайдфильма или видеофильма по выбранной преподавателем теме, экскурсии, а также разнообразные интерактивные формы работы: игры, викторины, конкурсы и пр. Подобная методика является наработкой научных сотрудников Екатеринбургского зоопарка, она позволяет преобразовать взаимодействие с учащимися из пассивного восприятия материала в активное его исследование и освоение полученных навыков.

Инновация проекта «Уроки в зоопарке» заключается в предоставлении учащимся абонементного цикла занятий. Абонемент подразумевает льготные условия оплаты при заказе трёх тематических уроков в течение учебного года для одной группы. Впервые Екатеринбургский зоопарк предложил тематические абонементы: три занятия, объединённые общей темой, соответствующей учебным программам по предметам «Окружающий мир», «Зоология», «Биология». При разработке этого раздела, отражающего обязательный образовательный стандарт к знаниям школьника в области биологии, использовались учебники разных авторов, чтобы отразить разнообразные подходы, существующие в этой теме. В пределах каждого предмета есть 2-3 варианта абонементов, дающих учителям возможность осуществить выбор того раздела, который наилучшим образом отражает их стиль преподавания.

Проекты для старшеклассников и студентов

Старшеклассникам в рамках школьной программы также предлагаются абонементные циклы занятий по общей биологии, генетике и экологии.

Кроме того, для школьников, заинтересованных в написании учебных исследовательских проектов по биологии, зоопарк предоставляет объекты исследования (наблюдения за живыми животными) и профессиональную помощь в руководстве по основам грамотного написания исследовательского проекта, включающего не только теоретические выкладки, но и развёрнутое практическое исследование, особенно по этологическому и экологическому направлениям.

В 2012 году разработан проект «Олимпиада в зоопарке». Только зоопарк в Екатеринбурге на основе своей базы может обеспечить интересную практическую часть олимпиадных заданий. В 2013 году планируется проводить олимпиады совместно с Управлением образования Екатеринбурга.

Проекты образовательной работы со старшеклассниками активно включают внешкольное углубленное изучение биологии. Научные сотрудники зоопарка поддерживают тесные связи с объединением «Дворец молодёжи» (Институт развития образования), проводя углубленную учёбу для старшеклассников, участвующих в Школе подготовки участников областной и всероссийской биологической олимпиады, а также устраивая специальные занятия для её победителей.

Студентам вузов биологической направленности зоопарк предоставляет возможность получить глубокие и всесторонние сведения по зоологии, генетике и экологии, основанные на практическом использовании полученных знаний для грамотного подхода к природоохранным аспектам деятельности зоопарков и других учреждений этого направления. Для этого используются мультимедийные возможности лекционного зала, а также демонстрация основных принципов методик обогащёния среды при содержании животных в неволе.

Инновация этого направления образовательной деятельности зоопарка – предоставление базы для теоретического изучения и практических навыков для вузов, готовящих специалистов туристического спектра деятельности. Специально для них разработано теоретическое занятие «Зоопарк изнутри», знакомящее их с системой функционирования зоопарка как учреждения культуры, выполняющего просветительную и природоохранную деятельность, сочетающиеся с развлекательными направлениями. Кроме теории, студенты имеют возможность официального прохождения практики в качестве экскурсовода зоопарка под непосредственным руководством опытных экскурсоводов зоопарка.

Для студентов-ветеринаров разработан 12-часовой цикл лекций по физиологии, зоогигиене и обогащению среды экзотических животных в неволе. Такую подготовку будущие ветеринары могут получить только у специалистов зоопарка, ежедневно имеющих дело с представителями нескольких сотен видов животных.

Проекты для взрослых посетителей

Для владельцев домашних животных предлагаются просветительные тренинги по содержанию животных в домашних зооуголках. Они включают в себя цикл встреч по абонементной системе, разбитых на теоретический и практический блоки. На теоретических занятиях научным сотрудником зоопарка даются сведения о биологических основах поведения животных, теории одомашнивания и концепции обогащения среды. Практический блок заключается в разработке участниками программы методов содержания их домашнего питомца, учитывающими его физиологические и психологические потребности.

Развлекательно-познавательной формой просвещения являются беседы, которые проводит научный сотрудник зоопарка для всех желающих посетителей. Тематики бесед могут быть следующие: «Попугаи – пернатые обезьяны», «Кошки дикие и домашние: как приручить домашнего хищника», «Русский предшественник кошки: хорёк в домашнем зооуголке», «Мой друг: основы воспитания собаки», «Моё первое домашнее животное: грызуны в домашнем зооуголке». Тема беседы может быть заказана заранее группой заинтересованных посетителей. В ходе беседы демонстрируются ручные животные, участники беседы на практике обучаются навыкам обращения с объектами тематической беседы.

Для практикующих ветеринаров в рамках курса повышения квалификации предлагаются лекции по содержанию, профилактике и лечению экзотических животных (особенно птиц, рептилий и амфибий) с участием научных сотрудников и ветеринаров зоопарка.