О свадебных обрядах и традициях
Свадьба – один из древнейших обрядов, в особом смысле священнодействие. Все его атрибуты имели когда-то большое значение, а участники играли особую роль. Большая часть обычаев, которые мы можем наблюдать сегодня, - отголоски далекого прошлого. Но и сегодня, несмотря на то, что изначальное значение зачастую уходит, мы соблюдаем старые традиции, которые с некоторыми отступлениями присутствуют в свадебных обрядах во всем мире.
Всегда следует помнить, что обычаи, которые мы чтим сегодня, имеют свою предысторию. Независимо от того, что историческую точность очень сложно проследить из-за огромного количества преданий и домыслов, перемежающихся с фактами, социальное значение, которое имеют свадебные традиции и обычаи, громадно. Читая эти строки, возможно, и вы захотите сыграть свою свадьбу - еще более незабываемо и колоритно.
Если вы уже задумываетесь о собственной свадьбе, позаботьтесь о создании не только домашнего очага, но и о семейных традициях, которые могут переходить от поколения к поколению. Только представьте себе, что, возможно, однажды ваше частное “нововведение“ станет столь же распространенным и обычным явлением для молодоженов, как те традиции, о которых человечество помнит столетиями и даже тысячелетиями.
К чему невесте вуаль?
Вуаль и свадебный букет имеют более долгую историю, чем сам наряд невесты. Ее вуаль, которая была желтоватого цвета в древней Греции и красного в античном Риме, когда-то ниспадала до самых ног и с ранних пор символизировала зависимость женщины от мужчины. Согласно традиции, считается плохим знаком, если жених увидит невесту до свадебной церемонии.
В далекие славные времена, когда практиковалась женитьба по принципу “купля-продажа”, молодые вообще могли не видеть друг друга до свадьбы. Ухаживание до замужества – сравнительно недавнее явление. Приподнимание вуали в конце свадебной церемонии символизирует превосходство мужского начала. Если невеста сама открывает лицо, таким образом, открываясь своему спутнику жизни, - это означает, что она проявляет большую независимость.
Кольцо как символ бесконечности
Само по себе кольцо, его форма, подчеркивающая, что начало и конец имеют одну природу, символизирует вечнозеленую любовь. Эта традиция имеет древнеегипетские корни. Невесты в то время щеголяли в плетеных из тростника или других «дикорастущих» кольцах, которые часто изнашивались, и поэтому требовалась их своевременная замена. Более долговечный материал - металл использовался гражданами Римской империи, и это стало означать протяженность замужества. Сегодня предпочтение отдается золоту, с его сочетанием непреходящей стоимости и прочности.
Какой палец «украшать»?
Древние люди твердо верили, что именно через безымянный палец проходила жилка, которая вела прямо к сердцу. Таким образом, кольцо на безымянном пальце символизировало искренность отношений и привязанность друг другу. Несмотря на то, что в нынешнее время – под знаком современной медицины – это устойчивое поверье развеяно, традиция и не думает умирать. В Средние века у жениха были под рукой три кольца, предназначенные для руки невесты, которые символизировали Отца, Сына и Святого духа. Впоследствии количество колец неуклонно сокращалось и, в конце концов, осталось лишь одно, которое принято одевать на безымянный палец правой руки, хотя в Соединенных штатах его зачастую носят на левой руке. Вместе с тем, в некоторых странах в Европе обручальное кольцо носят на левой руке перед замужеством, а во время самого бракосочетания оно перекочевывает на правую и становится свадебным. Например, это явление можно встретить в греческой православной церкви. Однако все в той же Европе чаще встречается классический пример, когда жених и невеста просто обмениваются кольцами.
«Любовь до гроба»
В ранние «варварские» времена, когда практиковалась «женитьба большого кошелька» и существовал так называемый выкуп, обручальное кольцо имело несколько значений. Во-первых, оно являлось некоторым залогом, уплачиваемым за избранницу, и, во-вторых, служило символом благочестивых намерений жениха. Алмаз был впервые найден в средневековье в Италии и стал аллегорией «любви до гроба».
От отца к мужу
В те времена, когда женщина обладала значительно меньшими правами и свободами, невеста в прямом смысле слова передавалась жениху ее отцом, нередко в обмен на деньги. Сегодня мы можем до сих пор встретить благословение как метафорическое одобрение союза молодых и пожелание им долгих лет взаимопонимания и счастливой жизни. Как водилось на Руси, невеста выводилась и передавалась жениху при большом стечении народа и в торжественной обстановке. Действие происходило в центре избы. Право на невесту жених получал после того, как символически отдавливал ей ногу. Дикие были люди!
Пшеница – для достатка
Традиция посыпать молодоженов пшеницей (в некоторых странах рисом – где какой национальный продукт) и устилать ею путь молодых во все времена служила пожеланием достатка и преуспевания. На Востоке, где молодых также осыпают съестным, в это время приговаривают “Да не оскудеет ваш стол, и да не истощится ваш дом”! Пшеница нередко может быть перемешана с другими ценными зерновыми культурами, чтобы нужда наверняка обходила жилище молодоженов стороной. И по сию пору пшеница наряду с рисом остается символом безбедной жизни и достатка.
«Своя ноша не тянет»
Перенося через порог свою молодую жену, не споткнитесь! Ведь на руках у вас ценный груз, в идеале - на всю оставшуюся жизнь. В нашей стране в последнее время эта традиция уже не столь распространена, как раньше. Тем не менее… В смутные времена, когда были в ходу насильственные браки и похищения, невеста зачастую вступала в жилище страстного жениха отнюдь не по своей воле. По этой причине ее в большинстве случаев волоком перетаскивали или все же переносили через порог, как правило, в полуобморочном состоянии. В еще более раннее время существовало поверье, что духи прежней семьи невесты следовали за ней и на этот раз. Поэтому, чтобы оставить их с носом, избранницу следовало обязательно перенести через порог нового дома. Тогда, сколько не бейся, духам не удастся проникнуть в жилище. На новом месте жена должна была первым делом обойти вокруг печи и прикоснуться к ней, чтобы в доме ее признали полноправной хозяйкой.
А на сладенькое…
Начиная с ранней римской эпохи, торт неизменно сопровождает любое свадебное торжество. Правда, тогда это был все же ломоть хлеба, который преломлялся над головами брачующихся под конец торжественной церемонии. Это действие также имело свой смысл и символизировало плодородие. Ведь готовился хлебец из пшеницы, и гости подбирали крошки на счастье. В Средние века зародилась традиция - целоваться молодым над небольшими тартинками. Позднее предприимчивому булочнику пришла в голову мысль устроить замес и получившееся покрыть глазировкой. В результате хлебец переродился в многоярусный свадебный торт.
Эх, цветочки-лютики
Уже на заре своей жизни человек соотносил различные цветы со своими настроениями и переживаниями. Роза была символом любви, лилия означала добродетель и чистоту… В древнее время под вуалью невесты красовалось какое-нибудь растение, что означало верность. В Греции невесте полагалось носить плющ как символ вечной любви. Цветущая веточка цитрусового (известный свадебный атрибут) “пришлась ко двору” испанцам, что говорило о счастье и всяческих благах.
В еще более раннее время первобытности, когда особенно сильны были страхи, и люди верили в существование злых духов, на невесту надевался венок из отвратительно пахнущих растений. Считалось, что это верное средство отвратить нечистую силу. Вообще, духов стремились всячески обмануть, поэтому чем незаметней вели себя новобрачные во время свадьбы, тем больше шансов было справиться с этой задачей. Современная невеста старается подобрать цветы, соответствующие цветовой палитре ее свадебного наряда, которые подчеркнули бы ее изящество и первозданность.
Белая и пушистая
Белый цвет стал символом веселого празднества еще в древнеримскую эпоху и закрепился в христианской традиции. Также с ранних пор и по сей день этот цвет означает чистоту и непорочность. Соответственно, он оказывается как нельзя более кстати на свадебном торжестве. Вместе с тем для европейцев этот цвет вошел в моду с легкой руки королевы Виктории, которая на свою свадьбу выбрала именно его, чтобы подчеркнуть свое положение, а заодно и завидный статус.
В Англии вслед древнему стишку: “Что-нибудь старенькое, что-нибудь новенькое, что-нибудь позаимствованное, что-нибудь небесное” распространен был голубой цвет. Поэтому на традиционной перевязи могла оказаться, например, соответствующая ленточка в дополнение к букету, украшениям или элементам свадебного наряда того же цвета. Однако в Корее на молодоженах нередко можно встретить довольно необычное сочетание красного и желтого цвета. В Дании для того, чтобы запутать злых духов, жених и невеста вообще могут поменяться одеждой, которая мало чем будет отличаться от буднично-затрапезной.
Приданое – на вынос
В своем исконном виде приданое выглядело как ворох одежды, платков, личных вещей, которые невеста забирала с собой в новый дом. В России вместе с невестой в дом мужа переезжал ее «бездонный» сундук. Сегодня в приданое входит, как правило, все необходимое для создаваемого хозяйства молодой семьи.
Свахи на старый и новый лад
Столетиями существовали третьи лица, промышлявшие сердечными делами, которые пользовались почетом и уважением, равно как и часто высмеивались. Многие были не прочь прибегнуть к профессиональной помощи. Платой за их услуги служила определенная часть приданого. Современному миру также не чуждо подобное участие к одиноким сердцам. Достаточно включить компьютер - и вашему вниманию предстанут сотни брачных агентств и сервисов знакомств, утверждающих, что ждут именно вас. Подберут под любой заказ – горбатого, косого, стройного, голубоглазого, модельного вида и точь-в-точь наоборот. Главное - определиться. В любом случае, организуется встреча, но не свадьба. Однако пусть и в нынешнем виде, значительно адаптированном для нашего стремительного времени, но сводничество и сватовство продолжает свое шествование. Оно просто облеклось в новую форму, получило новую жизнь.
Медовый месяц «в нагрузку»
В былые времена браки не происходили - они в прямом смысле случались в одностороннем порядке, поскольку в абсолютном большинстве прелюдия ухаживаний оставлялась в стороне и женщина бралась силой. В ходу было так называемое бракоумыкание. Когда молодой человек приходил к мысли, что пора бы обзавестись второй половиной, то, подыскав подходящий экземпляр, он увозил строптивую и непокорную добычу в неизвестное место, где бы их не смогли побеспокоить разгневанные родственники похищенной возлюбленной. И в то время как луна проходила все фазы (около 30 дней), парочка прятались от преследователей и пила завар, настоянный на меде. В случае, если молодая все еще не утратила строптивости, ее отваром поили насильно. Так образовалось словосочетание “медовый месяц”.
«Поплачь – меньше пострадаешь»
На Великой неделе в предсвадебный период невеста ходила причитать – в дом жениха она должна была войти, оставив позади все невзгоды и обиды “Лучше причитать сейчас за столом, чем потом за столбом” – гласит старая народная мудрость. Раньше в эпоху палок-копалок и прямой зависимости урожая от климатических условий человек верил, что слезы невесты в день свадьбы сулили обильные дожди и хороший урожай. Возможно, именно поэтому до сих пор доброй приметой считается дождь на свадьбу. Также в простонародье принято поверье, что, пролив раз слезы, невеста не притронется больше к носовому платку – семейная жизнь будет ровной и безоблачной. Недаром свадьба издревле в России называется “слезливой”.
Атласные перевязи и букет «на выброс»
В древнем Израиле на невесте красовалась голубая ленточка, которая символизировала верность. С ней связана традиция бросать перевязь, берущая начало, в свою очередь, от довольно необычного обряда, который назывался “зашвырни чулок”. В Великобритании, где он также был известен, гости шумною толпой устремлялись в горницу невесты. Там шаферы собирали чулки и бросали через головы новобрачных. Считалось, что тот, чей чулок окажется на носу невесты или жениха, свяжет свою судьбу узами Гименея следующим.
Сейчас в Европе «бросанием» занимаются уже не шаферы, а молодожены, точнее невеста, и бросает она не чулки, а всего лишь букет. В последнее время эта составляющая свадебного обряда, обойдя весь земной шар, находит признание в России, когда гости шумной и не всегда холостой толпой стараются поймать заветный букет и найти свое счастье.
Воровство туфельки
Раньше туфельку не воровали. У невесты просили померить туфельку её незамужние подружки. И когда примерка заканчивалась, та девушка, которой туфелька была впору, просила жениха выкупить обувку своей жены за определённую плату. Таким образом, проверялось насколько состоятелен и богат был жених. Подружек невесты или обсыпали конфетами, или награждали подарками, или слёзно просили вернуть туфельку "за просто так". Туфельку обязательно возвращали невесте, но этот момент был очень важен для жениха. О нём ещё долго говорили после свадьбы: богатый он или бедный, добрый или злой, щедрый или скряга. Выкупом за туфельку традиционно считались конфеты, пряники и ленточки.
Похищение невесты
Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.
Выкуп невесты
Проблему "выкупа" решают свидетель со свидетельницей. Однако жених сам может участвовать в проведении этого обряда. "Выкупают" невесту обычно цветами, конфетами. Можно последовать обычаю, принятому ранее в некоторых областях, и "выкупать" невесту деньгами. Раньше, если предложенный выкуп не устраивал подруг невесты, то они выставляли "мнимую невесту", укрытую под шалью или покрывалом. Нередко случалось, что жених обнаруживал под покрывалом мужчину. "Выкупив" невесту, жених преподносит ей свадебный букет.
Хорошо было бы жениху вспомнить о старом обычае городских свадеб - послать невесте утром в день свадьбы "женихову шкатулку" с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).
Даже если в шкатулке окажутся только "другие дары", можно расчитывать на успех мероприятия. И если невеста всё же прослезится по обычаю, то пусть это случится от радости. По старинному поверью, если невеста хочет быть счастливой в замужестве, то должна на свадьбе много плакать.
Раньше в день венчания мать передавала дочери талисман, который был у невесты в момент бракосочетания. Это были ладанки, привески, перстни с печаткой и пр., которые становились семейной реликвией и передавались из поколения в поколение. В настоящее время таким талисманом может быть перстень с камнем, печаткой или же другое ювелирное украшение.
- Учебно-методический комплекс
- 1.4. Извлечение из гос впо № 83 мжд /сп от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.
- 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
- Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
- Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
- Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Диагностика семейного благополучия План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Творческие задания
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1.8.1 Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные источники
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1.13. Примерная тематика рефератов
- 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
- 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
- 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
- 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 1). «Реферат — научное исследование» (рни)
- 2). «Реферат-дискурс» (рд)
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе План
- Основные понятия и положения курса
- Русские свадебные традиции
- О свадебных обрядах и традициях
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
- Основные понятия и положения курса
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: