Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
Некоторые аспекты положения семьи в странах Европы и США на современном этапе. Правовые нормы, обеспечивающие жизнедеятельность семьи. Особенности социальной политики стран США и Европы, направленной на защиту семьи.
Модели социальной поддержки семьи. Модель американская – «американский индивидуализм » - минимум государственного влияния, опора на силы семьи и личную инициативу. Модель европейская – «европейский традиционализм» - большая степень участия государства и органов местного самоуправления в предоставлении помощи и большого количества социальных услуг населению. Опыт Финляндии, Швеции, Англии и других стран.
Правительственные и неправительственные организации и их роль в деле защиты семьи.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№ | Наименование раздела дисциплины. Тема. | Форма самостоятельной работы | К-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельн. работы |
1 1. | Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» | - конспектирование статьи «Наука о семье и семейной политике» Топчий Л. - таблица «История развития общественной мысли о семье»: | 6 | 1) блиц-опрос 2) проверка выполненных заданий |
2 | Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака | - тезаурусы по теме; - чтение литературы, подготовка к дискуссии; - составление генограммы своей семьи; - тезисы по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; - выписки из учебного пособия Зритневой Е.И. «Социология семьи» основных этапов эволюции брачно-семейных отношений; - ответы на вопросы пособия Зритневой Е.И. «Социология семьи»; - Подготовка сообщения по статье Костомарова Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. | 6 | 1) педагогичес. диктант; 2) проверка тезисов; 3) проверка конспектов; 4) участие в обсуждении вопросов семинара |
| Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи. | - конспектирование статей: Мацковского М.С. «Российская семья в изменяющемся мире»; Синельникова А.Б.» Новые тенденции структурных изменений семьи»; Черняка Е.М. «Семья глазами студентов»; - составление перечня законодательных актов, регламентирующих социальную защиту семей Российской Федерации; - сбор статистических данных о демографической ситуации в регионе | 6 | 1) проверка конспектов; 2) проверка реестра нормативно-правовых и законодательных актов; 3) сообщения о демографическ. ситуации в регионе; 4) дискуссия «Отношение современной молодежи к институту семьи и брака» |
| Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи. | - вопросы для самостоятельного изучения; - схему исследования социальной защиты семьи (категория семьи на выбор); - составление примерного бюджета своей семьи с учетом ее состава и экономического положения;- - Сравнительный анализ социально-экономического положения семьи начала 20 века с данными современной семьи - комментарии к статье Здравомысловой О.М., Арутюнян М.Ю. | 6 | 1) участие в практическом занятии; 2) защита бюджета семьи; 3) |
| Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи. | - выписки основных понятий, обозначающих степень родства в патриархальной семье; - вопросы для самостоятельного изучения; - библиография по теме; 3) схема «Ценности современной семьи | 6 | 1) участие в практическом занятии 2) проверка библиографии; 3) обсуждение выполненных заданий |
| Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире. | - из справочной литературы выписать определения понятий: «функция», «специфические» и «неспецифические» функции семьи; - выписки к обсуждаемым на семинаре вопросам из предложенной к семинару литературы; - таблица «Общественные и индивидуальные функции современной семьи».(Целуйко В.М. «Психология современной семьи» (Стр.6 – 18); | 6 | 1) блиц-опрос; 2) проверка и анализ выполненных заданий; |
| Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. | - выписки основных подходов к классификации семей с точки зрения разных наук, их сравнение; - конспектирование: Синельников А.Б. Новые тенденции структурных изменений семьи // Семья в России.- 1996.- № 2; Фотеева Е.В. Отношение молодежи к межнациональным бракам // Семья в России.- 1997.- № 3; - выписки определений понятий: «социальный институт», «жизненный цикл», «развод»; - анализ статистических данных о семье по Мурманской области за последние 5 – 10 л. | 6 | 1) обсуждение современных классификаций семей; трансформации их функций; 2) проверка конспектов; 3) обсуждение динамики развитию и изменения института семьи в регионе |
| Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. | - Определите общее и отличительное в педагогическом образовании родителей в истории России (Зверева О.Л., Ганичева А.Н.; Куликова Т.А.; И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько и др.); - Используя малые фольклорные формы, подберите пословицы и поговорки на темы: «Особенности воспитания детей на Руси»; «Об отце и матери». | 6 | 1) участие в практическом занятии; 2) обсуждение актуальности народных пословиц и поговорок |
| Тема 9. Диагностика семейного благополучия. | - выполнение практич. заданий из пособия «Методика и технология работы социального педагога» (Шептенко П.А., Воронина Г.А.(стр.54- 60) - реестр психолого-педагогических технологий прогнозирования, проектирования. | 6 | 1) проверка выполненных практических заданий |
| Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. | - тезисы основных концепций воспитания родителей (Ю. Хямяляйнен «Воспитание родителей»); - конспект гл. 7 «Пути повышения педагогической культуры» (Т.А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание»); - презентация программы педагогического образования родителей в России и за рубежом (на выбор) | 8 | 1) проверка тезисов; 2) проверка конспектов; 3) презентация программы педагогического образования родителей в России и за рубежом (на выбор) |
| Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи. | - вопросы для самостоятельного изучения; - реестр современных государственных нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих социальную защиту института материнства и детства; | 6 | 1) проверка выполненных практических заданий |
| Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства. | - вопросы для самостоятельного изучения - подготовка к коллоквиуму | 6 | 1) коллоквиум |
| Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом. | - вопросы для самостоятельного изучения; - подготовка сообщений об особенностях развития семьи в разных странах | 7 | 1) сообщения об особенностях развития семьи в разных странах |
- Учебно-методический комплекс
- 1.4. Извлечение из гос впо № 83 мжд /сп от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.
- 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
- Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
- Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
- Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Диагностика семейного благополучия План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Творческие задания
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1.8.1 Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные источники
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1.13. Примерная тематика рефератов
- 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
- 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
- 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
- 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 1). «Реферат — научное исследование» (рни)
- 2). «Реферат-дискурс» (рд)
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе План
- Основные понятия и положения курса
- Русские свадебные традиции
- О свадебных обрядах и традициях
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
- Основные понятия и положения курса
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: