1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
1. «Семьеведение» как учебная дисциплина. Предмет и функции семьеведения.
2. Теория и методология научных исследований по проблемам семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.
4. Место и значение «семьеведения» в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
5. Теория и методология научных исследований по проблемам семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.
6. История развития общественной мысли о семье в отечественной и зарубежной науке.
7. Определение и сущность понятий «семья», «брак» в современной науке и праве.
8. Альтернативные формы брака. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.
9. Эволюция религиозных взглядов на семью в истории развития человеческого общества.
10. Марксистская теория семьи.
11. Утопические теории семьи.
12. Исторические формы брака, их характеристика.
13. Феминистические подходы изучения семьи.
14. Развитие идей эмансипации в России.
15. Основные типы семьи, их характеристика.
16. Проблемы дестабилизации современной семьи и причины их возникновения.
17. Основные тенденции в динамике основных демографических показателей в России: влияние социально-экономического кризиса на демографическую ситуацию.
18. Региональные демографические проблемы, их характеристика.
19. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека, их характеристика.
20. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества.
21. Отечественные традиции семейного воспитания.
22. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур.
23. Типология семейного воспитания, основные подходы, их характеристика.
24. Основные принципы семейного воспитания в отечественной педагогике.
25. Типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский), их характеристика.
26. Типичные ошибки семейного воспитания.
27. Содержание, формы и методы педагогической деятельности по укреплению семейных отношений.
28. Социологические методы изучения семьи.
29. Психологические методы изучения семьи.
30. Педагогические методы изучения семьи.
31. Методы изучения детско-родительских отношений.
32. Этические принципы психодиагностики изучения семьи.
33. Формы и методы работы с семьей.
34. Психолого-педагогическая подготовка молодых супругов к появлению первого ребенка.
35. Социально-педагогическая поддержка женщин, ожидающих внебрачного ребенка.
36. Профилактика разводов. Социально-воспитательная помощь детям и взрослым после распада семьи.
37. Теории супружеской совместимости.
38. Супружеские конфликты, их причины и профилактика.
39. Основные направления и приоритеты семейной государственной политики.
40. Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства.
41. Социальная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов.
42. Многодетная семья и ее социальная защита.
43. Социальная защита и оказание помощи неполным семьям.
44. Социальная работа с семьей пожилых людей.
45. Социальная служба семьи. Структура, функции и полномочия социальной службы семьи.
46. Особенности социальной политики стран США и Европы, направленной на защиту семьи.
47. Американская модель – «американский индивидуализм » в системе социальной работы с семьёй.
48. Европейская модель – «европейский традиционализм» в системе социальной работы с семьёй.
49. Правительственные и неправительственные организации и их роль в деле защиты семьи.
50. Программы психолого-педагогического образования родителей в России и за рубежом.
1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) – находится на кафедре социальной педагогики и социальной работы.
- Учебно-методический комплекс
- 1.4. Извлечение из гос впо № 83 мжд /сп от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.
- 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
- Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
- Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
- Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Диагностика семейного благополучия План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Творческие задания
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1.8.1 Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные источники
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1.13. Примерная тематика рефератов
- 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
- 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
- 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
- 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 1). «Реферат — научное исследование» (рни)
- 2). «Реферат-дискурс» (рд)
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе План
- Основные понятия и положения курса
- Русские свадебные традиции
- О свадебных обрядах и традициях
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
- Основные понятия и положения курса
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: