logo
УМК_ Семьеведение

1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену

1. «Семьеведение» как учебная дисциплина. Предмет и функции семьеведения.

2. Теория и методология научных исследований по проблемам семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.

4. Место и значение «семьеведения» в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.

5. Теория и методология научных исследований по проблемам семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.

6. История развития общественной мысли о семье в отечественной и зарубежной науке.

7. Определение и сущность понятий «семья», «брак» в современной науке и праве.

8. Альтернативные формы брака. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.

9. Эволюция религиозных взглядов на семью в истории развития человеческого общества.

10. Марксистская теория семьи.

11. Утопические теории семьи.

12. Исторические формы брака, их характеристика.

13. Феминистические подходы изучения семьи.

14. Развитие идей эмансипации в России.

15. Основные типы семьи, их характеристика.

16. Проблемы дестабилизации современной семьи и причины их возникновения.

17. Основные тенденции в динамике основных демографических показателей в России: влияние социально-экономического кризиса на демографическую ситуацию.

18. Региональные демографические проблемы, их характеристика.

19. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека, их характеристика.

20. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества.

21. Отечественные традиции семейного воспитания.

22. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур.

23. Типология семейного воспитания, основные подходы, их характеристика.

24. Основные принципы семейного воспитания в отечественной педагогике.

25. Типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский), их характеристика.

26. Типичные ошибки семейного воспитания.

27. Содержание, формы и методы педагогической деятельности по укреплению семейных отношений.

28. Социологические методы изучения семьи.

29. Психологические методы изучения семьи.

30. Педагогические методы изучения семьи.

31. Методы изучения детско-родительских отношений.

32. Этические принципы психодиагностики изучения семьи.

33. Формы и методы работы с семьей.

34. Психолого-педагогическая подготовка молодых супругов к появлению первого ребенка.

35. Социально-педагогическая поддержка женщин, ожидающих внебрачного ребенка.

36. Профилактика разводов. Социально-воспитательная помощь детям и взрослым после распада семьи.

37. Теории супружеской совместимости.

38. Супружеские конфликты, их причины и профилактика.

39. Основные направления и приоритеты семейной государственной политики.

40. Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства.

41. Социальная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов.

42. Многодетная семья и ее социальная защита.

43. Социальная защита и оказание помощи неполным семьям.

44. Социальная работа с семьей пожилых людей.

45. Социальная служба семьи. Структура, функции и полномочия социальной службы семьи.

46. Особенности социальной политики стран США и Европы, направленной на защиту семьи.

47. Американская модель – «американский индивидуализм » в системе социальной работы с семьёй.

48. Европейская модель – «европейский традиционализм» в системе социальной работы с семьёй.

49. Правительственные и неправительственные организации и их роль в деле защиты семьи.

50. Программы психолого-педагогического образования родителей в России и за рубежом.

1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) – находится на кафедре социальной педагогики и социальной работы.