Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Формы работы со студентами.
Коллоквиум (от лат. colloquium «собеседование») – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Данная форма учебных занятий предполагает обязательное активное участие всех присутствующих.
Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем преподавателя.
Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему регулярных упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков.
Практикум – вид учебных занятий, который применяется главным образом на старших курсах и предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, полученных студентами ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических и лабораторных занятиях. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер.
Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.
Студент должен продемонстрировать владение различными методами научных исследований, умение выбрать наиболее подходящие из них в данной ситуации и успешно применить их на практике.
Семинар (от лат. seminarium «рассадник», переносн. «школа»)– это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Практикуется следующие типы семинаров:
1) семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
2) семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
3) семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
При подготовке к семинару:
- проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;
- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-
исследование. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные работы.
Подготовительная работа участников семинара заключается в: самостоятельном составлении библиографии (список литературы) к выбранной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от десяти до пятнадцати минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.
Очень важно также правильно оформить библиографический список, который составляется в алфавитном порядке.
- Учебно-методический комплекс
- 1.4. Извлечение из гос впо № 83 мжд /сп от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.
- 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
- Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
- Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
- Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Диагностика семейного благополучия План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Творческие задания
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1.8.1 Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные источники
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1.13. Примерная тематика рефератов
- 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
- 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
- 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
- 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 1). «Реферат — научное исследование» (рни)
- 2). «Реферат-дискурс» (рд)
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе План
- Основные понятия и положения курса
- Русские свадебные традиции
- О свадебных обрядах и традициях
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
- Основные понятия и положения курса
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: