Основные понятия и положения курса
Агамия – абсолютный запрет половых отношений.
Брачный возраст – минимальный возраст вступления в брак, определяемый обычаем или законом при достижении половой, психологической и социальной зрелости партнёров. С 1968 года в России брачный возраст для мужчин и женщин совпадает с наступлением совершеннолетия, то есть 18 лет. Одновременно допускается, что субъекты Российской Федерации и местные власти могут вносить свои коррективы в определение минимального возраста вступления в брак. В виде исключения законами субъектов Российской Федерации может быть разрешён брак лиц до достижениями ими 16 лет с учётом особых обстоятельств.
Гомосексуализм (гр. homos равный, одинаковый) – половое влечение к лицам своего пола.
Консагвинальная семья – семья, состоящая из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям
Коньюгальная семья – семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях.
Маскулинизация – ослабление типичных женских и усиление типичных мужских черт личности. Происходит под влиянием социальных факторов и соответствующего целенаправленного воздействия.
Матриархат – предшествующая патриархату эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.
Полигамия - многобрачие
Промискуитет (лат. – смешанный, всеобщий) – предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи.
Семья нуклеарная (от англ. nuclear – содержащий ядро) – семейная группа, состоящая из супругов и их детей.
Семья внебрачная – один из типов неполной семьи, возникшей в результате рождения женщиной ребенка вне брака.
Семья неполная (отцовская, материнская) - семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Типы неполной семьи – внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся.
Семьи риска – семьи, ведущие аморальный образ жизни, отражающийся на социальном и физическом здоровье членов такой семьи.
Семейная политика - общественные и государственные меры и усилия по сохранению и изменению положения в семьях. В Российской Федерации семейная политика определяется федеральным и региональным законодательством. При современном состоянии семейной политики правовыми основами являются Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Указ Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996), а также ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».
Сепарация (от лат.Separatio – отделение) - раздельное проживание супругов; прекращение супружеских отношений без права повторного вступления в брак.
Фактический брак - фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке. В РФ фактический брак не порождает супружеских прав и обязанностей, предусмотренных семейным правом.
Фиктивный брак - брак, зарегистрированный в органах загса без намерения создать семью. Фиктивный брак признается недействительным. Признаками фиктивного брака могут быть: отсутствие совместного проживания супругов, отсутствие интимной близости, заботы друг о друге.
Феминизм (лат. женщина) – женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.
Экзогамия – полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива.
Эндогамия – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно – брачные эндогамные отношения – кровнородственными.
Общественные науки о семье. Эволюция религиозных взглядов на семью. Исторические перемены в функционировании института семьи, изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси (Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский). Дохристианская модель семьи. Христианская модель семьи (12- 14 вв.). «Домострой» (16 век). Индивидуальная семья (18 в.). П. Каптерев («Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи»). И. Кухаржевский («Общий очерк развития семейных отношений вообще и брачных в особенности»)
Современная семья (А. Антонов, А. Бодалев, В. Борисов, Э. Васильева, И. Герасимова, С. Голод, Л. Гордон, Т. Гурко, Д. Кутсар, М. Мацковский, Н. Римашевская, М. Соловьев, В. Сысенко,А. Харчев, Н. Юркевич, З. Янкова и др.). Семьи нуклеарные, простые, сложные. Внебрачные и альтернативные семьи: материнские и неполные, не опирающиеся на брачный союз. Их структура и статистика. Группа семей категории социального риска. Проблемы дестабилизации семьи и причины их возникновения: кризисное состояние общества, урбанизация, юношеский шовинизм, маскулинность и феминность, нарушение форм нравственности.
Семья и быт. Кризис семьи. Этика семейных отношений, выполнение родительских функций, подготовка к браку и семейной жизни, активная социальная работа по укреплению брачно-семейных отношений. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.
- Учебно-методический комплекс
- 1.4. Извлечение из гос впо № 83 мжд /сп от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.
- 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
- Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
- Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
- Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Диагностика семейного благополучия План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Творческие задания
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1.8.1 Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные источники
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1.13. Примерная тематика рефератов
- 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
- 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
- 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
- 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 1). «Реферат — научное исследование» (рни)
- 2). «Реферат-дискурс» (рд)
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе План
- Основные понятия и положения курса
- Русские свадебные традиции
- О свадебных обрядах и традициях
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
- Основные понятия и положения курса
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: