1.8.1 Основная литература
1. Декларация прав ребенка ООН (1959)//Народное образование. – 1993. №5.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989)// Ведомости СССР.- 1990. - № 45.
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей / ООН. - Нью-Йорк, 1990.
4. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
5. Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 1996.
6. ФЗ РФ «О занятости населения в РСФСР». - М., 1990.
7. ФЗ РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 04.1992 года.
8. ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». - М., 1995.
9. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.03. 1995 г. - М., 1995.
10. Указ Президента РФ «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» от 08.06.1996 г.
11. Указы Президента РФ: «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национальный план действий в отношении детей)» от 14.09.1995; «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г.
12. Указ Президента РФ «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» от 08.06.1996 г.
13. Постановление коллегии Министерства социальной защиты населения РФ от 31 марта 1993 г. «О кадровом обеспечении органов социальной защиты населения России».
14. Постановление Правительства РФ « О государственной целевой программе «Жилище» от 20.07.1993 г. № 595.
15. Авдеев А.А. Аборты и рождаемость //Социс. 1989. №3.С.54-62.
16.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.
17. Агильдиева Е.Ф., Синельникова А.Б. Многодетная семья в современной России//Семья в России – 1994. - №2.Стр. 102 – 117.
18. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М., 1993.
19. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.
20. Алешина Ю.Е. Индивидуальная и семейная психологическая консультация. - М., 2000.
21. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М., 1987.
22. Андреева И.С., Гулыга А.В. Семья: 2 тома. - М., 1991.
23. Антокольская М.В. Семейное право: - М., 2003.
24. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.
25. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления: науч. докл. / Ин-т социологии АН СССР. - М., 1990.
26. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 2005.
27. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России 21 века. – М., 2000.
28. Антонов А.И. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. - М., 1990.
29. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М., 1998.
30. Антонов А.И. Проблемы родителей и планирование семьи. - М., 1990.
31. Антонов А.И. Семья и дети. - М., 1982.
32. Антонов А.И. Социальный потенциал семьи. - М., 1988.
33. Аракелова М.П. Опыт охраны материнства и младенчества //Социс.1995. №7. С. 62-64.
34. Аргайл М. Психология счастья. - М, 1990.
35. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? - М., 1993.
36. Артюхов А. В. Социальная ситуация на российском Севере: [Социальный анализ северных регионов РФ] //Социс. - 1999. №4. С. 29 - 37.
37. Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки //Классный руководитель. - 1999. №5.
38. Артюхов А.И. Молодая городская семья на Крайнем Севере//Семья в России. – 1997. - №3. Стр.40 – 53.
39. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи //Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988. С.26-33.
40. Архангельский В.Н. Репродуктивные ориентации и их детерминация в городских семьях //Рождаемость: социологические и демографические аспекты. - М., 1988.
41. Афанасьева Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9-11кл.ср.шк. - М., 1988.
42. Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
43. Баскакова М.Е. Социальная защита женщины - матери в условиях преобразования общества //Женщина и свобода. Работы международной конференции (Москва, 1993) по женским проблемам в бывшем советском пространстве. - М., 1994.
44. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1990.
45. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. – М., 2004.
46. Бестужев - Лада. Семья вчера, сегодня, завтра. - М, 1979.
47. Бестужев-Лада И.В. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель. - 1997. - №1.
48. Бодрова Т.А., Рыбакова И.А. Многодетная семья: пути реализации ее проблем // Ученые записки. Научно-теоретический сборник. - 1999. №1. С.22 - 28.
49. Бойко В.В. Малодетная семья. - М., 1980.
50. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России, - СПб., 1999.
51. Бондарская Г.А. Внебрачная рождаемость в Российской федерации: динамика и перспективы // Женщина и свобода. Работы международной конференции (Москва, 1993) по женским проблемам в бывшем советском пространстве. - М., 1994.
52. Борисов В.А. Демография. - М., 1999.
53. Босанац М. Внебрачная семья. - М., 1981.
54. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. - М., 1991.
55. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.
56. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2004.
57. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) Т.2. - М., 1997.
58. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 1999.
59. Венгер А.Л. Родители просят совета. - М., 1992.
60. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М., 1988.
61. Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.
62. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1992.
63. Волошина СВ. Контрольная для взрослых. - М., 1990.
64. Ворник Б.М. Сексология. Минск. - 1994.
65. Воспитание детей в неполной семье. - М., 1980.
66. Воспитателю о работе с семьей. - М., 1989.
67. Герман Е.Г. Родительский институт: из прошлого в настоящее//Семья в России. - 1997. №3. С.132-146.
68. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
69. Голод СИ. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998.
70. Голофаст В.Б. Функции семьи //Семья и личность. - М., 1974. С.57-68.
71. Горелл Барнз Дж. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.
72. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в России: история и современность. Всероссийский центр уровня жизни. – Мониторинг социально-экономического потенциала семей. - апрель – июнь 2001. - № 2.
73. Дармодехин С.В. Семья и государство: Монография. – М., 2001.
74. Государственная служба социальной помощи молодой семье. - М., 1991.
75. Добсон Д. Родителям и молодоженам. - М., 1992.
76. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья. - М., 1998.
77. Домохозяйство, семья и семейная политика /Под ред. В.В.Елизарова и И.В. Зверевой. - М., 1997.
78. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М., 1990.
79. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
80. Елизаров А. Ценностные риентации неблагополучных семей: Социальные исследования причин конфликтов в неблагополучных семьях //Социс. 1995. №7. С. 93 - 99.
81. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.
82. Иванов М.А. Брак, семья, дети. - М., 1988.
83. Искусство быть семьей. Практическое руководство. - Минск, 1998.
84.Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России //Социс. - 2000. №11. С.98-107.
85. Камакаева С.А. Помощь должна быть комплексной // Работник социальной службы. - 1998. №1.С.50-52.
86. Карпенко И.А. Особенности становления позитивных эмоциональных связей между ребенком и родителями //Семейная психология и семейная терапия. - 1997. №2.
87. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. - 1997.№2.
88. Климантова Г.И. Семья и политическая культура российского общества. Законодательный аспект. – М., 1997
89. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270.
90. Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей /Сборник универсальных и региональных международных документов. – М., 1997.
91. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. - М., 2004.
92. Ковалев СВ. Психология современной семьи. - М., 1988.
93. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации//Защита прав ребенка в современной России: Матер. науч.-практич. конференции /Отв. Ред. А.М. Нечаева. – М., 2004.
94. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,1999.
95. Куприянова Е.И. «О семейной политике в Российской Федерации – некоторые итоги реализации» //Всероссийский центр уровня жизни. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. – 2001 № 1.
96. Лахова Е. Проблемы семьи и семейной политики в России //Социальная работа с семьей. - М., 1995.
97. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М., 2003.
98. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. - М., 1989.
99. Молодежь. Общество. Реформы. - М., 1995.
100. Нечаева А.М. Комментарий. Семейный кодекс. – М., 1996.
101. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.,1996.
102. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов. – М., 1994.
103. Павлова Л.Е. Обзор зарубежной литературы по проблемам качества жизни и качества населения //Демография и социология. Качество населения. - М., 1993.
104. Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М., 1999.
105. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов – на Дону,2005.
106. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. – М., 2002.
107. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы. Мурманск, 2006.
108. Римашевская Н.М. О методологии определения качественного состояния населения // Демография и социология. Качество населения. - М., 1993.
109. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства:Социально-правовые проблемы. – М., 2004.
110. Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 1995
111. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005.
112. Семейное воспитание: Краткий словарь (Сост. И.В. Гребенников, В. Ковинько). - М., 1990.
113. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей, - М., 1991.
114. Сорокин С.А. Права ребенка в семье. - М., 1999.
115. Социально-демографическая политика в развитых странах Запада. Реферативный сборник / Отв. редактор Осколкова О.Б. - М., 1992.
116. Социальная работа с семьей // ИСР. – Москва - Тула, 1996.
117. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей, - М., 1996.
118. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, - М., 1987.
119. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие /Под общей ред. Л.Т. Шинелевой. М.,1997.
120. Фурутан А. Отцы и дети: Практические советы родителям, - М., 1992.
121. Хаментаускас Г.Л. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии, №1, 1986.
122. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 2003.
123. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993.
124. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2004.
125. Черняк Е.М. Социология семьи. - М., 2004.
126. Шаронов А.В. Государственная молодежная политика в России и пути решения проблем поддержки и планирования молодой семьи // Планирование семьи.- 1995. - №2. Стр. 2 – 7.
127. Шульга Т.И Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. – М., 2005.
128. Щеглова С.Н. Социология детства. - М., 1996.
129. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. Ред. Вишневский А.Г. – М., 1992.
130. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкпе В., Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
131. Эльянов А. «Третий мир» в третьем тысячелетии. Попытка прогноза //Азия и Африка сегодня. 1999. - №11. С. 29 – 33; 2000. №1.
132. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г.Моргана. - М., 1970.
- Учебно-методический комплекс
- 1.4. Извлечение из гос впо № 83 мжд /сп от 10.03. 2000 г. Специальность - социальная работа. Квалификация: специалист.
- 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
- Раздел 1.Семьеведение как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения»
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
- Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
- Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
- 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Семья как социальный институт и субъект воспитания общества План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Диагностика семейного благополучия План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Творческие задания
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Вопросы для обсуждения
- Задания для самостоятельной работы
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1.8.1 Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные источники
- 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
- 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
- 1.13. Примерная тематика рефератов
- 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
- 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
- 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
- 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
- Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 1). «Реферат — научное исследование» (рни)
- 2). «Реферат-дискурс» (рд)
- Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
- Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 7. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе План
- Основные понятия и положения курса
- Русские свадебные традиции
- О свадебных обрядах и традициях
- Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
- Основные понятия и положения курса
- Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
- Основные понятия и положения курса
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
- Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
- Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут: