logo
12

Количество мсз и объем сжигаемого мусора в развитых странах

Страна

Количество МСЗ

% сжигаемых отходов

Канада

17

9

США

168

16

Япония

1900

75

Швеция

23

55

Дания

38

65

Франция

170

42

Нидерланды

12

40

Германия

47

35

Италия

94

118

Испания

22

6

Великобритания

30

7

отходах. Для этого исполь­зуются: раздельный сбор в домохозяйствах компонентов и фракций, подлежащих рециклингу (см. рис. 8.2.), создание небольших самостоятель­ных предприятий, занятых сбором (а нередко — и переработкой) тех или иных компонентов ТБО. Во мно­гих странах управление процессами сбора, вывоза и переработки ТБО осуществляется местными органами власти.

Рис. 8.2. Рециклинг некоторых видов отходов в экономически развитых странах различных континентов мира (% от массы образовавшихся отходов).

В результате работы, проделанной внутри государств и на межгосударственном уровне, были выбраны приоритеты в деле обращения с ТБО, а также ряд строгих ограниче­ний по токсичным веществам и по технологиям переработ­ки тех видов отходов, в которых могут присутствовать токсичные вещества. Европейское Сообщество (ЕС) сумми­ровало эти наработки в принятой в 1990 году «Стратегии Сообщества для обращения с отходами».

Природоохранная политика ЕС основана на принци­пах устойчивого развития. Под устойчивым развитием по­нимается, в первую очередь, неправомерность действий, представляющих угрозу будущим поколениям. Устойчивое развитие предусматривает соответствующие требования к системе обращения с отходами. Для их выполнения принят следующий порядок приоритетов в управлении потоками отходов, предписывающий:

Устойчивость системы обращения с отходами обеспечивается следующими способами.

Механизмы реализации стратегии таковы:

Требования к системе обращения с отходами заложе­ны в программные документы и директивы ЕС. Некоторые страны ЕС (Дания, Германия, Голландия) внесли эти ди­рективы в свое законодательство.

Стратегия ЕС учитывает как требования охраны окружающей среды, так и экономические соображения. Целью является анализ всего цикла существования изделий, включающего конструирование, добычу сырья, производство материалов, производство и использование изделий, появление отходов. Цикл заканчивается определением возможности повторного использования изделия или материала.

В стратегии ЕС предусмотрено выделение потоков от­ходов, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду. В настоящее время выделены следующие по­токи:

Соединенные Штаты и Канада, которые не являются членами ЕС и формально не присоединились этому документу, в своей политике обращения с отходами придержи­ваются той же системы приоритетов.

На рис. 8.3. изображена иерархическая схема обращения с отходами с точки зрения экологической безопасности. Она полностью согласуется со стратегией ЕС, лишь несколько детализируя отдельные моменты.

Рис. 8.3. Иерархия обращения с отходами.

В последние годы все больше сторонников находит концепция Комплексного управления отходами (КУО). Этот подход содержит следующие базовые положения.

Помимо базовых принципов концепция КУО учитывает ряд более конкретных положений, из которых следует упомянуть о пяти, перечисленных ниже.

  1. К различным компонентам отходов должны применят­ся различные подходы.

  2. Комплексное управление отходами и использование ком­бинированных способов их технологической переработки должны иметь целью:

  • сокращение количества отходов,

  • их переработку в качестве вторичного сырья,

  • сжигание того, что не может быть утилизировано иным способом, но может гореть,

  • захоронение на полигонах того, что нельзя использовать.

    3. Местные проблемы с отходами должны решаться на местном уровне посредством разработки и осуществле­ния небольших программ.

    4. Подход к переработке отходов должен базироваться на стратегическом долговременном прогнозе изменений объема отходов и технологий утилизации.

    5. Необходимым элементом любой программы по реше­нию проблемы отходов является участие в ее реализа­ции местных властей и всех, кто производит отходы (в т.ч. — населения).

    Фактически формула обращения с ТБО в развитых странах воплощает принцип устойчивого развития и может быть кратко представлена следующим перечнем операций:

    • редукция;

    • вторичное использование;

    • переработка;

    • извлечение энергии;

    • захоронение остатков.

    Полнота осуществления данной формулы в различных странах определяется конкретны­ми экономическими, сырьевыми, демографическими и другими условиями. В зависимости от них принимаются адекватные законодательные акты, вводятся соответствующие организационно-финансовые механизмы, определяющие наиболее важные акценты в переработке ТБО. В целом эти шаги направлены на создание условий, стимулирующих внедрение приоритетных для данной страны методов переработки отходов.

    В зависимости от конкретных экономических ситуаций, состава отходов, хозяйственной политики, ресурсной базы и культуры населения различных стран национальные стратегии управления ТБО могут заметно различаться, однако в целом их конечные цели близки, все они, так или иначе, сводятся к осуществлению формулы обращения с отходами, построенной на прин­ципах устойчивого развития.

    Так, например, в Голландии в период с 1988 до 2000 года объем захоронения ТБО должен быть уменьшен с 50% до 7% в соответствии с государственной политикой. Вместе с тем объем вторичного использования и переработки полезных фракций ТБО должен возрасти за этот период с 50% до 70%. Также существенно должна возрасти доля мусоросжигания с 10% до более чем 20%.

    Аналогичная государственная политика проводится и во Франции, однако динамика вне­дрения нового подхода к переработке ТБО в этой стране существенно напряженней. Так за 7 лет, в период с 1995 до 2002 года объем захоронения ТБО должен упасть с 50% до 7%; вторичное использование и рециклинг — возрасти с 10% до 30%; доля мусоросжигания — возрасти с 40% до 60—65%.

    Интересно отметить, что в такой относительно бедной стране Западной Европы как Пор­тугалия государственная политика в области управления отходами также базируется на принципах устойчивого развития. Так планируется снизить долю захоронения ТБО в структуре методов удаления отходов с 90% в 1993 году до 50% в 2013. Такой результат должен быть достигнут за счет широкого внедрения мусоросжигания, доля которого должна возрасти с 0% до 30%, а также путем развития методов вторичного использования и переработки ТБО с 10% в настоящее время до 25% в 2013 году.

    В то же время интересно отметить, что одна из богатейших развитых стран — США имеет своеобразную политику в области обращения с ТБО, которая отличается от европейской (рис. 8.4.). Так на протяжении уже более чем 30 лет доля мусоросжигания в системе обезвреживания ТБО практически постоянна и составляет на сегодняшний день примерно 15—20%.

    Рис. 8.4. Стратегия управления ТБО в США.

    В ближайшие годы основная часть ТБО будет складироваться на полигонах. За сорок лет с 1960 до 2000 года доля складирования снижается с 75% до 55%. Значительно развиваются ме­тоды вторичного использования и переработки ТБО, доля которых возрастает с 5—7% в 1960 году до 30% в 2000 году.

    Таким образом, стратегии управления ТБО в целом направленные на осуществление концепции устойчивого развития должны быть адаптированы к условиям конкретной страны. В связи с этим при их идентичной направленности структура системы правления ТБО, темпы ее развития могут радикально отличаться друг от друга.