logo
12

5.2. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы

Системный кризис жилищно-коммунального хозяйства и низкий уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер механизма хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.

Проблемы жилищно-коммунальной сферы возникли не сегодня. Они существовали и в советский период, но лишь в самое последнее время актуальность проведения жилищно-коммунальной реформы стала очевидной и была осознана на всех уровнях руководства, включая федеральный, что выразилось в принятии соответствующих документов и методических материалов. К числу важнейших из них относится Указ Президента «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» № 425 от 28.04.97, Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1997 год» № 621 от26.05.97 и другие.

Неудовлетворительное положение дел и наличие острых проблем в сфере городского хозяйства определили необходимость его развития на базе реформирования административно-ведомственного механизма хозяйствования и привлечения реальных источников централизованного и нецентрализованного ресурсосбережения. Эффективное проведение реформ возможно лишь на основе комплексного, системного и целевого подходов, т.е. с учетом всех важнейших факторов развития, в тесной взаимосвязи всех принимаемых мероприятий и наличия определенных принципов, которые и должны быть положены в основу проведения реформ. Важнейшими среди них являются целенаправленность, системность, эффективность, социальная ориентация и др.

Все эти подходы и принципы хорошо известны, но до сих пор их не удавалось последовательно провести в жизнь в ходе социально-экономического реформирования, что имело негативные последствия. Поэтому научно-методическая проработанность реформ в данной сфере, обоснование принципов, методов и последовательности принимаемых решений является необходимым условием результативности реформирования.

В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два направления. Согласно первому из них приоритет отдается экономии бюджетных средств и постепенно переложению высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на пассажирские перевозки, на телефонные переговоры и пр. В результате реализации такого стратегического подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение эффективности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут чрезмерно сильны: отрицательная реакция населения, дальнейшее ухудшение системы городского хозяйства и снижение качества обслуживания потребителей. Ввиду наличия серьезных отрицательных последствий такой подход является нецелесообразным и практически едва ли возможным, т.к. затрагивает интересы всего населения.

При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики является важной составной частью реформы, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико-организационными и рыночными преобразованиями, а также с учетом уровня доходов широких масс населения.

Важнейшей целью реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города является повышение уровня и качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами путем перевода данной сферы в систему социально-ориентированного рыночного хозяйствования.

Исходя из этой основной цели, формулируются подцели и целевые показатели.

В качестве подцелей рассматриваются:

Для контроля за выполнением целевого блока по каждой подцели предлагается результирующий целевой показатель, который является индикатором ее выполнения. Перечень целей и показателей приведен в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Стратегические цели и показатели реформы жилищно-коммунального хозяйства (количественные значения показателей приведены для города N)

Цель и целевые ориентиры

Целевой показатель (наименование)

Значение целевого показателя

Примечание

2003 г.

2005 г.

2008 г.

1.Повышение уровня и качества работ и услуг

Уровень и качество работ и услуг, баллы

2,0

3,0

4,0

В соответствии со стандартами

2.Снижение производствен-ных издержек

Степень снижения издержек, %

-

20-30

40-60

По отношению к базовому периоду

3.Снижение расходов бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства

Степень снижения бюджетных затрат, %

-

30-40

60-80

По отношению к базовому периоду

4.Смягчение для населения негативных последствий реформирования

Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей

16

20

25

В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ

Как следует из табл. 5.3., большинство целевых показателей измеряется в относительных величинах, а уровень и качество работ и услуг рассчитывается в баллах (5 баллов - полное соответствие стандарту, а 1 балл - несоответствие стандартам по всем позициям). Отметим, что для получения объективных оценок целесообразно организовать постоянный мониторинг хода реформ и привлечения независимых экспертов в сочетании с социологическими опросами населения.

В соответствии с принятыми документами были определены основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

По первому направлению реформирования предусматривается разделить функции управления и хозяйствования в жилищной системе и выделить экономическое поле действий для заказчика услуг и работ и подрядных организаций. Одновременно с этим предусматривается развитие договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и усиление функций государственного (муниципального) регулирования и контроля в жилищной сфере.

Формирование конкурентной среды предусматривается путём формирования городского (муниципального) заказа на выполнение работ и услуг и размещения его на конкурсной основе, в результате привлечения в данную сферу подрядчиков различных форм собственности и развития негосударственного сектора в жилищной системе, а также путём проведения антимонопольной мер.

Для реализации энергоресурсосбережения предусматривается целый комплекс мер экономического, организационного и технологического характера, но в первую очередь рассматриваются вопросы экономического стимулирования, проведения организационных мер и привлечения инвестиций для перехода к энергоресурсосберегающим технологиям.

Совершенствование системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги предусматривает постепенный переход к экономически-обоснованным тарифам, обеспечивающих полное покрытие издержек жилищно-коммунальных организаций. Предусматривается включение в оплату населения расходов на капитальный ремонт жилых зданий и платы за найм жилых помещений (для неприватизированных квартир).

Социальная поддержка населения включает меры по разработке стандартов качества на услуги жилищно-коммунального характера, использование федеральных и региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, формирование рациональной системы компенсаций малоимущим слоям населения с учётом доходов на одного члена семьи в пределах установленных социальных норм и упорядочение системы льгот по оплате за данные услуги.

Для достижения целей и решения задач по реформированию ЖКХ необходимо провести комплекс мер, которые можно разделить на две большие группы. Первая группа мер решает задачи собственно реформирования сложившихся хозяйственных отношений и носит, в основном, экономико-организационный и правовой характер. Их проведение не требует привлечения значительных ресурсов, но предполагает серьезные научно-методические проработки содержания и технологии реформ, в т.ч. определения последовательности проведения мероприятий.

Вторая группа мер и проектов решает конкретные задачи развития жилищно-коммунального хозяйства: строительство, реконструкция и модернизация, внедрение новой техники и технологий, других нововведений. Большинство из этих мер и проектов требуют значительных ресурсов. Поэтому задача реформы состоит не только в определении мероприятий, но и в обосновании механизмов их реализации.