Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
ГНОСЕОЛО́ГИЯ ИСКУ́ССТВА (от греч. gnosis — "знание" и logos — "слово, учение") — одна из четырех основных сторон художественной деятельности, выражающая гносеологическую, т. е. познавательную функцию искусства. Другими сторонами называют аксиологическую (ценностно-ориентационную, или эстетическую), синергетическую и коммуникативную (деятельность общения). Если творческий метод и художественный стиль определяются аксиологической функцией искусства, размежевание видов искусства основывается на его онтологии (на том, как существуют произведения искусства в их материальной форме), то гносеологическая сторона лежит в основе жанровой дифференциации искусства (см. также морфология изобразительного искусства). В искусствознании, в отличие от эстетики, для обозначения познавательной стороны художественной деятельности чаще используется термин эпистемология (от греч. episteme— "знание, умение" и logos — "слово, учение").
В общем, п.и. как одна из форм познавательной деятельности. С одной стороны рефлексия автора, с другой – заключенная в знаковой форме идея, истина, смысл и т.д.
Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления - выступает наглядно - действенное - и наглядно - образное мышление - , где при уподоблении предметно - практических и чувственно - практических действий - свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия - . В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий.
Визуальное мышление (лекция).
Процесс идеалообразования востребует мыслительные операции, связанные с визуальным мышлением.
Правомерно говорить об аудиальном мышлении, о кинэстетическом мышлении. Характеризуется умственным оперированием иконическими знаками и символами. Раскрыть существенные связи.
Визуальное мышление – умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными пространственными схемами. Способно отображать любые категориальные отношения реальности посредством их воплощения в явленной чувственности.
Раскрытие когнитивной функции визуального мышления делает его особую роль. Единственная мыслительная форма, способная разрешить противоречие чувственного и рационального в процессе познания.
Наглядность – основное качество продукта познания. Единство чувственного и рационального. Применяется для объяснения какого-то знания, с другой стороны, отличается чувственной заразительностью. Позволяет увидеть результат рационального познания. Из сферы абстрактного бытия в пространство чувственно постигаемого бытия.
Визуальное мышление не переводит вербальные мысли, а в этом визуальном языке и происходит мышление.
Это же доказал Выготский. Мышление совершенствуется в языке. Человек мыслит в самих формах языка.
Визуальное мышление обладает целым спектром достоинств, которым вербальное мышление не обладает.
Познавательные результаты во много превосходят результаты вербального мышления. Наглядные образы играют особую роль в построении картины мира. Изобразительное искусство способно провести еще и полную рефлексию над процессом чувственного явления сущности. Найти идеальную форму. Оперирует наглядными образами, а не понятиями. Взаимосвязь элементов созданной картины миры. Четкая ориентация в предметно-чувственном мире. Подача зримых ориентиров.
Картина мира. Визуальное мышление онтологизирует картину мира. Придается статус Бытия. Наглядного явления. Чувственность стала идеалом и алгоритмом действия. Визуальное мышление позволяет проводить познавательное ориентирование. Ясное обозначение подобных категорий через образы. Масштабы целостной картины мира.
Структурность – ведущее качество порожденных зримых конструкций визуальным мышлением.
Диалог с произведением искусства. Произведение искусства предлагает модель мира. Мир упорядочен. Увидеть позволяют научные концепты. Произведение искусства дает возможность оперировать с этой целостностью модели мира. Само стремление к порядку, гармонии – стремление человека. Есть Космос, а не Хаос. В этом Космосе есть место для человека. Без культуры человек пребывает в Хаосе. Структурная ясность – притягательное свойство наглядного образа.
Механизм стремления – суть процесса созидания. Видимый мир – видимое поле.
Видимое поле – схваченный мир, мир как целостность. Противостоит бессистемности субъективной действительности.
Манипуляция элементами видимого мира для порождения видимого поля.
Познание мира начинается в момент его практического преобразования. Творческое проектирование. Чувственная модель познанного. Визуальное мышление – разновидность, которая позволяет субъекту войти в саму суть объекта.
Образование нового качества. Сокрытая сущность – предмет визуального мышления, невидимая сущность. Создание продуктов, которые не существуют в природной и социальной действительности, но могут быть овеществлены через наглядные образы, а могут быть и нереализованной возможностью. Задача – познать объективно невидимое. Операционное значение наглядности. Схема действия с моделируемым объектом. Через моделирование познается невидимая сущность, закладывается схема действия с этой сущностью.
Основные функции визуального мышления:
1. Методологическая.
Предвосхищение новых способов действия с чувственным материалом. Картина изменений. Способ манипуляции с объектом. Возможность видения будущего объектом. Понять, предвидеть и визуализировать будущее.
2. Онтологическая.
Присуща только визуальному мышлению. Сущность явлена. Качество наличного бытия. Экзистенциональные свойства продуктов вербального мышления. Средневековое мышление показательно. Предельная наглядность. Визуальное мышление делает достоянием человеческого опыта невидимое. Чувство реальности. Чувственная составляющая. Влияние на глубинные слои человеческой психики. Категория достоверности в мыслительном процессе. Знание, скорректированное практическим опытом.
Наглядность не тождественна истинности. В каждом возрасте свои задачи визуальной деятельности. Студенческий возраст: психологическая предрасположенность к рефлексии. Желание моделирования и апробации разных мировоззренческих программ. Программировать свое будущее, еще не реализуя его. Время идеального проектирования своего будущего и себя.
Идеальное мыслительное отношение с миром. Эта потребность может быть удовлетворена только визуальным мышлением.
Прогнозирование и проигрывание вариантов. Визуальная мыслительная деятельность – моделирование, овеществление, оплотнение, явление, онтологизирующая, визуализация сущности, воплощение, предметное освоение, проигрывание, проектирование, построение, предвосхищение.
Все понятия родственны задачам возраста и высшего образования. Наглядный образ выполняет функцию идеала. Устремление вперед студенческого образа. Конструирование схемы визуального мышления.
Наглядные образы – адекватные инструменты образования. Готовность к сознательному моделированию. Нуждается в творческом мышлении.
Визуально-мыслительный диалог с произведением искусства.
Конструирование художественного образа.
1. Становление материального статуса художественного образа.
Активное явление произведения. Вовлекает зрителя в диалог. Мир заявляет себя как чувственно-заразительный. Позволяет отрефлексировать момент знакового построения бытия. Являет это знание, отсылает к значениям. Понимание знакового устройства мира. Не только чувственная, но и сверхчувственная составляющая мира.
Цветовое воздействие формирует эмоционально-чувственное отношение и общий настрой для диалога. Мир демонстрирует себя зрителю, пребывающим в атомарном состоянии, расщепленном. С другой стороны, внутренняя структура упорядочивает этот мир, следовательно, мир показан человеку.
Мир пребывает в пограничном состоянии одновременной целостности и атомарности. Мир дарует человеку возможность собирания целого. Индивидуально собрать все частицы бытия.
Произведение искусства ставит каждого отдельного человека в позицию собирателя единого целого.
Художественный образ материального статуса провоцирует ответную реакцию входа. Мир воздействует на человека как целое, которое раскрывает человека в тотально-знаковой природе. Всеобщий характер знаковых операций.
Собирание целого, рефлексия над ролью собирателя, вступление на путь диалога.
Наличие материального статуса демонстрирует: визуальное понятие не может быть полностью сведено к вербальной трактовке. Композиционная формула, визуальный конструкт. Воссоздание того, что было уже открыто.
2. Индексный статус художественного образа.
Зритель обретает себя как соблюдающий правила. Моделируется качество отдельности, самостоятельности. Ценность самостоятельности была наиболее развита в зриетле.
Схватывание сути каждого элемента. Понимание значения части, компонента целого.
Слушающий, фиксирующий самоценность отдельных объектов. Быть ведомым миром, а не ведущим.
Мир в порцелированности, соженности из многих самостоятельностей. Точка – координата мира. Открытие объективного значения всех опорных точек. Роль единицы во многом. Самоидентификация зрителя. Первичность самоидентификации. Роль аналитика. Знаки – указатели системности мира.
3. Суммативно-иконический статус художественного образа.
Как визуальное мышление. Потенциальная тяга взаимодействия с другим объектом. Каждый знак – индекс, привлекает иные знаки. Значение проявляется только в контексте. Уточненное знание того же персонажа. Значение самоопределяется через иное.
Мир наполнен связями, отношениями. Безразличных объектов не существует в нем. Всегда есть близкие отношения. Открывает субъективное качество мира. Проявляет себя в ином. Зритель представляет модель человека, говорящего с миром на оном языке.
4. Интегрально-иконический статус художественного образа.
Мир раскрывается через синтез связей-сумм. Видение целостности всего изображения. Функция соединения значений в целостную наглядную картину.
Художественная картина мира – в мире нет брошенных, неважных, ненужных частиц. Произведение искусства такое представление. Мир существует в тотальной взаимной рефлексии. Диалогическая суть бытия. Композиция является главным способом. Композиция проявляет структуру модели мира не только произведения.
Линейность – определенность, владение, овладение, наполненность, подчиненность границам, воплощение, избрание.
Живописность – освобождение, открытость диалогу, способность увидеть себя в ином.
Ясность – просвещенность, просветление, прозрение, всезнание, верность принципам, полнота, очевидность, доступность.
Смутность – становление, желание изменений, изменение.
Множественность – самостоятельность, независимость, самоценность, выделенность, единство.
Слитность – растворение в ином, щедрость, самопожертвование.
Плоскостность – явление, торжество, спокойствие, поэтапное исполнение, принятие.
Глубинность – развитие, борьба, преодоление, углубленность.
Закрытость – законченность, совершенство, уверенность, наполненность и наполняемость, вместимость, устойчивость, упорядоченность, равновесие.
Открытость – свобода, потенциальность, раскрытие анархия, отрицание, безграничность возможностей, энтузиазм.
Умение видеть художественные знаки как формы мироотношения, как репрезентанты мировоззренческих категорий. Каждый знак может быть переведен на язык мироотношения.
Далее Арнхейм
Мышление «Чистыми формами» Арнхейм
Мыслитель (философ) должен оперировать только обобщенными понятиями, абстрагированными от личного или любого конкретного жизненного опыта. В особенности, если он работает с теорией чисел или с какими-либо научно-философскими теориями, которые по мнению обладают определенными свойствами, которые не зависят от фактов, однако к ним могут применятся.
Особое внимание уделяется мышлению детей, как наиболее свободному и открытому, способному делать различные операции в отличие от «закостенелого» и ограниченного определенными рамками взрослого ума. «Дети сталкиваются с группами, суммами, в которые объединены объекты, где на практике в повседневной жизни, отношение и связь между объектами отсутствует, это абсурдно и на ум взрослому не приходит. Это больше раскрывает вкус сюрреалистов».
Взрослые, которые в жизни сталкиваются всегда с практическими ситуациями, могут чувствовать себя беспомощными, когда сталкиваются с чистыми формами, потому что, несмотря на их открытость, непосредственность к восприятию – такие вещи для взрослых – ничто. Они часто испытывают затруднения при общении с современным абстрактным искусством. Дети наоборот с легкостью, непринужденно воспринимают чистые формы в искусстве или где-то еще – из-за более развитого воображения.
Человек в восприятии сложных форм природы, создает для себя простые формы, легкие и постижимые уму. Одна из функций этих форм – произведение физических эквивалентов ненастоящих образов, срытых в уме – абстрактных картин, научных диаграмм, арифметических идей.
«Художник никогда не рассчитывает количество знаков, фигур или форм, которые он берет в своей определенной работе, он определяет тему работы, что для ее воплощения требует композиция. Ребенок будет рисовать руки и ноги с таким количеством пальцев, чтобы изображение выглядело правильно. Он может знать как считать, но на его рисунки количество не имеет значения, может даже вмешиваться в визуальное представление формы»
Возможно, стоит указать здесь явно, почему математика может быть основана на процессах восприятия. Это иногда считали невозможным, потому что математика имеет дело с идеально прекрасными формами. Когда человек сообщает, что видит квадрат, он обращается не к физически несовершенному экземпляру, но к чистой форме прекрасного квадрата, которого касается геометрия. Он видит фигуры с действительно прямыми углами и действительно равными сторонами. Сообщает ли его объект восприятия точно относительно особого физического объекта, который дает начало ему — если действительно человек смотрит на любой объект вообще, в то время как визуализация квадрата — не важна, так же, так же, как несовершенство фигуры нарисованы на доске математике не имеют отношения к чистой форме, которые он обсуждает.
Шопенгауэр принял восприятия онтологического доказательства истины, потому что вслед за Кантом, он считал пространство априорным условием всех визуальных знаний. Но он, безусловно, прав, когда утверждал, что геометрические демонстрации должны начаться с прямого визуального понимания того, что предстоит доказать.
1. Мышление вызывает образы, а образы содержат мысли. Следовательно, визуальные искусства есть вместилища визуального мышления.
2. Искусство создает вещи видимые как выражение невидимого, рожденного фантазией. В красоте, порядке, совершенстве, гармонии, которые создает искусство, обязательно есть визуальное мышление. Создание видимых объектов связано с пониманием их сущностных черт, то есть, связано с мыслительным процессом.
3. Эстетическая красота является изоморфным сообщением между «что сказано» и «как сказано».
4. Специфика визуального мышления хорошо читается в детских рисунках, поскольку юный разум работает с элементарными формами. Детям не хватает мастерства, ни рисуют они не по шаблонам, а, следовательно, и мыслят тоже.
5. Рисунок состоит из наиболее общих форм, частности опущены. Именно это позволяет выйти на иной смысловой уровень представленного, к характеристикам видимого мира, которые являются сущностными. Интенсивное наблюдение чувственного мира через наблюдение.
6. Вариативность. Установление порядка в мире сложности. Воспринимать объект означает достаточно просто схватывать его форму. Даже среди детских рисунков есть оригинальные, те, которые выделяются из общей массы детских рисунков.
7. Упорядоченность. Все максимально ясно, нет путаницы. Ясная картина мира. Уникальное и типичное определяется. Выделено только главное.
8. Композиционные шаблоны могут быть целым комплексом, говорящем о целостном представлении мира.
9. Арнхейм утверждает, что человек представляет в уме не только людей, деревья и прочие физические объекты, когда говорит о них, но и абстрактные понятия: хоть честность, хоть гравитацию. Такие "представления" зачастую сводятся просто к набору форм или вспышек, так что очень трудно описать их внешность. Вопрос в том, НАСКОЛЬКО АБСТРАКТНЫМ ОБРАЗ ВООБЩЕ МОЖЕТ БЫТЬ. 10. Кто-то философию Шопенгауэра представляет в виде неоткрывающегося шкафа, у кого-то слово «но» вызывает ассоциации о плече оратора, который часто его произносил и т.д. Однако, некоторые учены утверждают, что мышление образами-формами вообще переоценено, что оно противоположно имеющимся у ученого навыкам абстрактного мышления, оперирования символами.
11. Есть, однако разница между прозаической иллюстрацией и хорошо подобранным образом, обозначающим природу и следствия из некой идеи. Мышление работает с воспринимаемыми объектами, которые можно "потрогать". Если потрогать нельзя, оно стремится выдумать форму. Откровенно выдуманный и невозможный объект может оказался ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ как модель. 12. Коль скоро предметы могут быть сведены к простейшим линиям и формам, правдоподобно предположить, что существует большое количество образов, т. н. паттернов, вообще никак не привязанных к чему-то реально существующему. Итак, в поставленных экспериментах пришли к выводу, что мышление не бывает пусто, свободно от образа. Однако же, вероятно формы, включенные в процесс мышления могут быть значительно более абстрактны. Обдумывание теоретических проблем приводит к появлению образов в лучшем случае напоминающих геометрические фигуры в пространстве. Они настолько неопределенны, что человек едва видит их умственным зрением, они некое "содержание вне чувств", "неопределимые ощущения соотнесенности", которые так трудно определить из-за их парадоксальной природы. С этим знаком почти всякий, кому приходится размышлять о глобальных понятиях, оперируя глобальными формами. Рибот говорит: "Я склоняюсь к тому, что логика образов это главная движущая сила творческого воображения"
- Культурологический подход к исследованию произведений искусства. Система культуры и место искусства в ней.
- Идеалы культуры. Роль идеалов художественной культуры в сравнении с идеалами других культурных подсистем (религии, науки, техники и пр.).
- Методическая функция идеалофундированной системы культуры.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-знатока.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-исследователя.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-майевтика.
- Основные положения западной философии искусства (Шеллинг и еще кто-то).
- Основные положения отечественной философии искусства.
- «Принцип внутренней необходимости» и причины его возникновения.
- Герменевтический подход к исследованию теории и истории искусства.
- Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
- Майевтика искусства. Метод Сократа и его адаптация к задачам истории и теории искусства.
- Полифункциональность деятельности искусствоведа как майевтика искусства.
- Произведение искусства в качестве майевтика.
- Этапы проектирования майевтической акции при организации диалога зрителя и произведения искусства.
- Религиозная цель майевтики искусства. Визуальная сущность религии.
- Духовно-исторический метод в исследовании произведений искусства.
- Правила художественной коммуникации.
- Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Отечественные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Метод философско-искусствоведческого анализа.
- Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
- Лонгитюдное исследование;
- Метод свободных ассоциаций;
- Анкетирование, беседа, опрос;
- Наблюдение;
- Семантический дифференциал.
- Психологические подходы к исследованию истории искусства.
- Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
- Сущность психологического анализа произведения искусства.
- Основные концепции отечественной психологии искусства.
- Роль социологии в исследовании произведений искусства. Законы функционирования искусства в обществе.
- Для майевтика:
- Основные концепции западной социологии искусства XX века.
- Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
- Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
- Образовательное качество идеалов художественной культуры.
- Роль философии образования в современной теории и истории искусства.
- Педагогический подход в теории искусства. Теоретические основы образовательной деятельности искусствоведа.
- 36. Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Аксиология искусства.
- Культурологический и герменевтический подход к организации коммуникации зрителя с произведением «Черный квадрат» к.Малевича.