Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
Использование психологических методов в искусстве позволяют раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека – зрителя. Смоделировать модель максимально комфортное отношения п.и и зрителя.
Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.
Методы психологии
Психоанализ
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце 19 — начале 20 века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.
Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.
Предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка" бессознательного, который в символической форме обретает свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов "реальности" и "удовольствия" путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии. Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой" бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой" языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуально-личностной деятельности творцов и героев этих произведений.
Общетеоретические идеи Фрейда, касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуально-личностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом.
Биографический метод (Н.А.Рыбников, Ш.Бюлер, Б.Г.Ананьев, Н.А.Логинова) - (от греч. bios - жизнь, grapho - пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. Н. А. Рыбников, Ш.Бюлер.
Биография по праву считается одним из старейших художественно-публицистических и научных жанров. Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Биографические методы в психологии (ново- жизнеописание от - жизнь, - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В своем наиболее широком значении биографический метод в психологии — это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. Его можно кратко выразить формулой «личность — это жизненный путь человека». В этом качестве воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.
Подход к анализу личности через ее жизненный путь был представлен в 20-е годы нашего столетия Н.А. Рыбниковым, который широко применял биографический метод в своих исследованиях и был его пропагандистом. Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека.
Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития. Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т. е. активный творец.
- Биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания—искусствознании, истории науки и техники, психологии и т.
- В онтопсихологии (от др.-греч. (быть), (учение),(душа) — современная психологическая теория. биографический метод становится психологическим исследованием социального бытия личности. Здесь в общем плане рассматривается история человека как частицы эпохи, общие законы развертки жизненного пути в историческом времени, зависимость фаз «кульминации» и «финиша» жизни от «старта», возрастная динамика творчества в связи с профессией и эпохой, отражение биографии в субъективном мире человека, «производительность» жизненного пути.
- Биографический метод испытал сильное воздействие идеалистических теорий — психоанализа З. Фрейда, персонализма В. Штерна, «понимающей» психологии В. Дильтея, гуманистической психологии.
- биографический метод, оперирующий молярными единицами — событиями, поступками, обстоятельствами и т. д., нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с тем в значительной мере описательным.
- биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью, если можно так назвать эту особенность. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти.
«минусы»: высок уровень субъективности, точности биографического метода. Преодолению субъективизма в биографических исследованиях служит комплексность процедуры, т. е. использование различных биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление биографических данных с нормами и типами, полученными статистически на больших выборках. Объективность биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются в кругу специалистов.
Н.А.Рыбников (1880-1961) - доктор психологических наук (1943), профессор.
Бюлер Шарлотта (1893-1974) - психолог, доктор философии, специалист по детской психологии
Ананьев Борис Герасимович (1907 - 1972) – советский психолог
Логинова Наталья Анатольевна – доктор психологических наук, профессор. / Психобиографический метод исследования и коррекции личности (учебное пособие). Алма-Ата. 2001
При анализе ПИ используется:
- изучение творческих периодов художника;
- эпоха и мировоззрение, мироотношение свойственное тому или иному периоду создания ПИ.
Автопортрет - описание его основных психологических свойств и особенностей.
Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.
Идиографический метод (В.Дильтей, В.Штерн, Г.Оллпорт, А.Р.Лурия): поиск индивидуальных особенностей человека; личность есть система;
Идиографический подход (англ. idiographic; от греч. idios — своеобразный + grapho — пишу) — поиск индивидуально-психологических особенностей человека, по наличию которых он отличается от остальных людей.
Личность, согласно И. подходу, есть целостная система, изучение осуществляется через распознавание ее индивидуальных особенностей. Впервые термин был предложен немецким философом –идеалистом В.Виндельбандом. Под идеографическим мышлением он подразумевал ход мышления, при котором описываются отдельные факты и внимание уделяется частным признакам, а не общим законам.
Нем. философ и психолог В.Дильтей в своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (1894) предложил разделить психологию на две науки – объяснительную и описательную психологию. Вторая наука должна заниматься душевной жизни индивида. Т.о., он предлагал создание самостоятельной идеографической психологии, напвраленной на изучение конкретных фактов.
Нем. философ – идеалист и психолог В.Штерн в своей статье «О психологии индивидуальных различий» (1910 г) рассматривал И. подход как специфический способ исследования индивидуальности. Он предлагал диагностировать отдельного человека по многим психологическим параметрам и на основе полученных данных составлять его индивид. психограмму.
Подробно И. подход был разработан Гордоном Олпортом при выделении личных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течении длительного промежутка времени. Основным методом в рамках И. подхода Олпорт выделял биографический метод (см. выше)
Лурия Александ Романович (русский психолог, основатель нейрохирургии)
Интроспекция (В.Вундт) – самонаблюдение. Аналитическая, систематическая, феноменологическая интроспекция.
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века.
Интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Вильгельм Вундт (1832-1920) – немецкий физиолог и психолог. Основатель экспериментальной психологии.
Контент-анализ
Количественный и качественный анализ текстов с целью выявления однородных элементов и построения числовых закономерностей, таблиц, выявления знаний и т.п.
ПРИМЕР. «Суть контент-анализа заключается в выделении специальных «единиц» текстового содержания (квантификация) и подсчете частоты их употребления, что должно отражать психологическую (в том числе социально-психологическую) ситуацию при создании документа, психологические характеристики его составителя и тех, кому он адресован.
В качестве указанных единиц анализа используются отдельные слова (символы), определенные суждения (мысль), темы сообщений, персонажи (отдельные герои, классы персонажей, группы). Часто за подобные единицы берутся авторы документов (например, писатели, корреспонденты газет, публицисты, комментаторы). Эти эмпирические единицы должны соответствовать определенным научным понятиям, в которых отражается исследовательская задача. Иначе говоря, «единицы» — это только индикаторы психологических идей, заложенных в исследовании.
Подсчет употребляемости тех или иных единиц анализа производится не только через частотный показатель, но и через физические единицы измерения. С их помощью количественно определяется пространство (или время) в сообщениях, уделяемое каким-либо единицам анализа: число строк, абзацев, страниц, площади в письменных материалах, число минут и часов в радио-, кино-, телематериалах».
Никандров В.В., Экспериментальная психология, СПб, «Речь», 2003 г., с. 423.
Первые варианты контент-анализа начали применяться для изучения содержания газет в конце XIX века. В настоящее время контент-анализ используется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии, исторических исследованиях, этнографии, лингвистике, итературоведении, наукометрии и т.п.
Психологическое моделирование;
Моделирование в психологии — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях;
знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности —моделирование психики;
организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы; последнее принято называть психологическим моделированием.
- Культурологический подход к исследованию произведений искусства. Система культуры и место искусства в ней.
- Идеалы культуры. Роль идеалов художественной культуры в сравнении с идеалами других культурных подсистем (религии, науки, техники и пр.).
- Методическая функция идеалофундированной системы культуры.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-знатока.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-исследователя.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-майевтика.
- Основные положения западной философии искусства (Шеллинг и еще кто-то).
- Основные положения отечественной философии искусства.
- «Принцип внутренней необходимости» и причины его возникновения.
- Герменевтический подход к исследованию теории и истории искусства.
- Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
- Майевтика искусства. Метод Сократа и его адаптация к задачам истории и теории искусства.
- Полифункциональность деятельности искусствоведа как майевтика искусства.
- Произведение искусства в качестве майевтика.
- Этапы проектирования майевтической акции при организации диалога зрителя и произведения искусства.
- Религиозная цель майевтики искусства. Визуальная сущность религии.
- Духовно-исторический метод в исследовании произведений искусства.
- Правила художественной коммуникации.
- Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Отечественные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Метод философско-искусствоведческого анализа.
- Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
- Лонгитюдное исследование;
- Метод свободных ассоциаций;
- Анкетирование, беседа, опрос;
- Наблюдение;
- Семантический дифференциал.
- Психологические подходы к исследованию истории искусства.
- Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
- Сущность психологического анализа произведения искусства.
- Основные концепции отечественной психологии искусства.
- Роль социологии в исследовании произведений искусства. Законы функционирования искусства в обществе.
- Для майевтика:
- Основные концепции западной социологии искусства XX века.
- Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
- Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
- Образовательное качество идеалов художественной культуры.
- Роль философии образования в современной теории и истории искусства.
- Педагогический подход в теории искусства. Теоретические основы образовательной деятельности искусствоведа.
- 36. Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Аксиология искусства.
- Культурологический и герменевтический подход к организации коммуникации зрителя с произведением «Черный квадрат» к.Малевича.