Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
Семиотика от др.-греч. — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусств. языков). Семиотика появилась в начале 20 в. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В современном искусствоведении актуальность семиотических подходов обусловлена знаковым характером ПИ и основами художественной коммуникации (законы языка, речевых высказываний.)
История возникновения семиотики и западные представители семиотики:
В XVII в. Дж. Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках. Это учение должно иметь своей задачей "рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим." Семиотика как наука возникла в конце XIX — начале XX века. Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Пирс ( 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр(1857—1913). Соссюр дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике. Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848—1925), несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ, создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль, Э.Пановский. 1. Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) – логик. Пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки — семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.
В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:
1) знаки-иконы
2) знаки-индексы
3) знаки-символы
!Пирс представляет язык как посредник, обеспечивающий для человека целостность мирового устройства. Человек и мир взаимосвязаны знаками; единение человека с миром возможно в неразрывных «триадических» отношениях между знаком, его объектом (мир) и интрепретантой (сознанием). Язык обеспечивает возможность коммуникации человека и мира.
2. Фердинанд де Соссюр (1857–1913) – швейцарский лингвист. Одно из основных положений семиотической теории Соссюра – трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость (valeur) в системе – т.е. когда он занимает определенное место в
системе противопоставлений. Соссюр ввел в семиотику (которую он называл “семиологией”) различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности). 3. Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику (см. вопрос 18 правила худ. коммуникации.)
Любой язык как семиотическая система функционирует и эволюционирует в трёхмерном пространстве. Синтактика занимается изучением формальных или структурных отношений между знаками. Семантика охватывает сферу отношений между знаками и тем, что они обозначают, а прагматика – сферу отношений между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы). 4. Гуссерль Э. – нем. философ. Философское сочинение «Логические исследования» в 2х т. Разрабатывает теорию знака. Рассматривает знак как признак и знак как выражение, структуру знака.
5. Кассирер Эрнест (1874 - 1945) нем. философ и культуролог, представитель Марбургской школы Неокантианства. Автор монументального труда «Философия символических форм» (1923—1929). В основе его концепции культуры — человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации, иными словами, подход к культуре преимущественно с позиций семиотики. По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак или символ — не просто оболочки мысли, но и ее необходимый инструмент. Истоки культуры Кассирер ищет не в глубинах некоего божественного духа, как Кант и Гегель, в его способности творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть составные части символического круга, в котором живет и страдает человек.
6. Эрвин Пановский (1892 - 1968) - американский историк и теоретик искусства. Является одним из основоположников иконологии. Иконология (от др.-греч.— картина, и λόγος — учение) — наименование возникшего в 20-е — 30-е годы ХХ столетия исследовательского направления в истории искусств, являющегося дополнением к иконографии и изучающего символические аспекты какого-либо художественного произведения. Зарождение иконологии в недрах иконорафического метода как его продолжение и обогащение (нач. ХХ в.). Целостная характеристика визуальтного образа. Три этапа анализа произведения: предыконографический (сфера "чувственных знаков" и "смысл феноменов", иконографический (идентификация сюжета) и иконологический (интерпретация, обнаружение "внутреннего смысла"). Средства интерпретации и контролирующие принципы интерпретации. Установление связи между произведением искусства и историческим процессом (с религией, поэзией, литературой, мифологией, наукой, с социальными и политическими факторами в общественной жизни). Систематизация произведений по их значению, а не по технике или качеству исполнения.
Актуальность семиотических подходов в теории искусства:
- ПИ - знаковая система
- На разных стадиях формирования художественного образа: знаки – индексы, знаки – символы, знаки-иконы.
- Знаки раскрывают язык ПИ
- Правила означивания (см. вопрос худ. коммуникация)
- Законы языка и основы художественной коммуникации.
P.S (Материал лекции - последний пункт и фамилии представителей, информация о них и история - интернет, под знаком ! - из книги М.В. )
- Культурологический подход к исследованию произведений искусства. Система культуры и место искусства в ней.
- Идеалы культуры. Роль идеалов художественной культуры в сравнении с идеалами других культурных подсистем (религии, науки, техники и пр.).
- Методическая функция идеалофундированной системы культуры.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-знатока.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-исследователя.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-майевтика.
- Основные положения западной философии искусства (Шеллинг и еще кто-то).
- Основные положения отечественной философии искусства.
- «Принцип внутренней необходимости» и причины его возникновения.
- Герменевтический подход к исследованию теории и истории искусства.
- Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
- Майевтика искусства. Метод Сократа и его адаптация к задачам истории и теории искусства.
- Полифункциональность деятельности искусствоведа как майевтика искусства.
- Произведение искусства в качестве майевтика.
- Этапы проектирования майевтической акции при организации диалога зрителя и произведения искусства.
- Религиозная цель майевтики искусства. Визуальная сущность религии.
- Духовно-исторический метод в исследовании произведений искусства.
- Правила художественной коммуникации.
- Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Отечественные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Метод философско-искусствоведческого анализа.
- Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
- Лонгитюдное исследование;
- Метод свободных ассоциаций;
- Анкетирование, беседа, опрос;
- Наблюдение;
- Семантический дифференциал.
- Психологические подходы к исследованию истории искусства.
- Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
- Сущность психологического анализа произведения искусства.
- Основные концепции отечественной психологии искусства.
- Роль социологии в исследовании произведений искусства. Законы функционирования искусства в обществе.
- Для майевтика:
- Основные концепции западной социологии искусства XX века.
- Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
- Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
- Образовательное качество идеалов художественной культуры.
- Роль философии образования в современной теории и истории искусства.
- Педагогический подход в теории искусства. Теоретические основы образовательной деятельности искусствоведа.
- 36. Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Аксиология искусства.
- Культурологический и герменевтический подход к организации коммуникации зрителя с произведением «Черный квадрат» к.Малевича.