Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
Художественная коммуникация, с точки зрения социологии, это процесс организации потребления художественных ценностей обществом (цитата Тарасовой).
Социологический анализ ПИ – это выявление художественной идеи произведения, а именно социологического ее аспекта – как в произведении представлен социум (модель общества) и как представлен человек (модель человека) и как раскрываются взаимоотношение общества и человека в произведении, представление социальной модели жизни (это исходя из лекции мое такое представление об этом). Также стоит отметить, что одни ПИ наиболее полно раскрывают социологический аспект художественной идеи (например «Похороны в Арнане» Курбе, или же графика Домье), собственно они целиком и ориентированы на раскрытие этого аспекта («социальная модель общества»), а другие в меньшей степени затрагивают эту сторону художественной идеи.
Важно, что создаваемые ПИ можно поделить на несколько категорий: первые, репрезентируют модель «общество ->искусство» (когда общество влияет на искусство). Это, например ПИ советского времени, где согласно социалистической идеологии, искусство находилось под жестким контролем государства (та же Германия). Все произведения создавались под эгидой политической идеологии (типа «Мир! Труд! Май!» все дела ) – тут примеров много Пименов, Юнг и пр. Вторая категория, это ПИ раскрывающие модель искусство -> общество (когда искусство оказывает влияние на общество). Так сказать когда художники создают ПИ, которые рефлексируют над проблемами общества, его пороками, они направлены на «излечение» социума, его недугов. Здесь, в первую очередь графика, как более социологически направленные произведения (из-за серийности – возможности к «тиражированию» - массовый охват – более эффективная возможность оказать воздействие на общество). Объектом исследования этих произведений становится общество. В основном в графике моделируются пороки людей и социума, (графика Домье, здесь, наверное, можно вспомнить и офорты Гойи, и 18 век – просветительское искусство Фрагонар, там еще было произведение где возле постели больного вся семья собралась, - отношении семьи и пр.).
Еще одна категория, по которой можно классифицировать ПИ в их социологическом анализе – это то, каким образом в ПИ моделируется человек и общество. Моделируемый человек, или общество может либо критиковаться (графика Домье), здесь ПИ нацелено на катарсис – осознанием зрителя своей греховности и го преображение. Либо в ПИ модель человека – представлена как эталонная идеальная, она возноситься, представленное общество – это образец (изображение четы Медичи – автора не помню). Эти ПИ являются эталоном – на них стоит ориентироваться, им подражать зритель воспитывается через стремление приблизиться к предложенному идеалу.
ПИ моделирующие социум, человека, ставит перед собой определенные «просветительские задачи», дидактическое начало графики - преобразить зрителя, попытаться увидеть свои пороки и стать лучше.
Повышенное возбуждение искусства к социально политическому воспитанию и преобразованию общества.
Отсюда следует, что при социологическом анализе необхдимо выявить предствлнную в ПИ модель социума, модель человека и их взаимоотношения, а также определить как проихсодит моделирования с точки зрения критики (я так понимаю это АР – поскольку осознание пороком, грехов и преображение), или с точки зрения представления эталона (это АК – и следование ему).
Художественная коммуникация, согласно социологическому подходу должна строиться по следующим принципам:
Майевтик должен выявить модели мироотношения представленные в ПИ, и определить, как их можно перевести для зрителя;
Также, изучить социальный статус зрителя ПИ (с целью «подбора» ему боле подходящего для его статуса ПИ);
Определение ключевых ценностей, которыми ПИ позволяет руководствоваться;
Функционирование ПИ в обществе, анализ эффекта которое произведет ПИ (критика ли эта общества, или же представление эталона)
Четкое определение социальной позиции майевтика – определение его статуса;
Григорьева
- Культурологический подход к исследованию произведений искусства. Система культуры и место искусства в ней.
- Идеалы культуры. Роль идеалов художественной культуры в сравнении с идеалами других культурных подсистем (религии, науки, техники и пр.).
- Методическая функция идеалофундированной системы культуры.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-знатока.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-исследователя.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-майевтика.
- Основные положения западной философии искусства (Шеллинг и еще кто-то).
- Основные положения отечественной философии искусства.
- «Принцип внутренней необходимости» и причины его возникновения.
- Герменевтический подход к исследованию теории и истории искусства.
- Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
- Майевтика искусства. Метод Сократа и его адаптация к задачам истории и теории искусства.
- Полифункциональность деятельности искусствоведа как майевтика искусства.
- Произведение искусства в качестве майевтика.
- Этапы проектирования майевтической акции при организации диалога зрителя и произведения искусства.
- Религиозная цель майевтики искусства. Визуальная сущность религии.
- Духовно-исторический метод в исследовании произведений искусства.
- Правила художественной коммуникации.
- Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Отечественные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Метод философско-искусствоведческого анализа.
- Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
- Лонгитюдное исследование;
- Метод свободных ассоциаций;
- Анкетирование, беседа, опрос;
- Наблюдение;
- Семантический дифференциал.
- Психологические подходы к исследованию истории искусства.
- Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
- Сущность психологического анализа произведения искусства.
- Основные концепции отечественной психологии искусства.
- Роль социологии в исследовании произведений искусства. Законы функционирования искусства в обществе.
- Для майевтика:
- Основные концепции западной социологии искусства XX века.
- Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
- Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
- Образовательное качество идеалов художественной культуры.
- Роль философии образования в современной теории и истории искусства.
- Педагогический подход в теории искусства. Теоретические основы образовательной деятельности искусствоведа.
- 36. Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Аксиология искусства.
- Культурологический и герменевтический подход к организации коммуникации зрителя с произведением «Черный квадрат» к.Малевича.