Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
Для организации художественной коммуникации необходимо знать возраст зрителя. От возраста зависят особенности его мироотношения, его ценности и проблемы, которые произведение искусства может помочь решить.
Раннее детство – взрослые удовлетворяют почти все потребности ребенка. Потребность в любви и доверии для возможности доверять в будущем. Решающая фаза. Открытость к миру. Закладывается возможность доминирования субъективистского начала, что будет тормозить развитие. Баланс между свободой действия и запретами. Активность может стимулироваться или утрачиваться. Залог будущего творчества. В этом возрасте ребенок узнает о половом различии и в зависимости от отношения к этому остальных складывает свое мнение. Складывается представление о равноправии.
7-12 лет. Учебная деятельность. Ребенок учится учиться. Понимание того, что произвольность – способность контролировать себя, следовать нормам. Способность следовать образцу. Отсюда конфликт собственного произвола и внешнего произвола. Умение учить себя, быть субъектом индивидуального и группового обучения. Рефлексия, планирование. Старается преодолеть преграды. Установление положительных отношений с людьми. Стремление найти свое место в обществе, коллективе. Конфликт самооценки – во время взаимоотношений со сверстниками появляется много негативных оценок, недовольство собой. Формирование «Сверх Я». Добавляются новые авторитетные личности. Возможность гиперболизации «Сверх Я». Конфликт – в столкновении Я и социума.
12-15 лет. Кризисный возраст. Возникновение самосознания, самоидентификация личности, эгоцентрик. Разрыв между ребенком и взрослым. Как эпоха романтизма и хаоса. Поиск самого себя. Смена латентных и критически-активных периодов (Выгодский). Период борьбы. Изменение в интеллектуальном плане. Переход к абстрактному мышлению. Активное развитие творчества. Время экспериментов над собой, успехов и неудач в деле самостоятельной реализации. Отделение реалистического от нереалистического. Становление самостоятельности. Нащупывает границы собственных возможностей. Создание иных внутренних авторитетов.
16-19 лет. Обращенность в будущее. Отношения интимно-личностные. Реалистическое планирование будущего. Интимно-личностное доверие. Конфликт социальных ролей.
20-25. Этап человеческой близости. Учеба и трудовая профессиональная деятельность. Устойчивая концепт стабилизация – устойчивость личности. Максимальная работоспособность. Человек действительно готов к интимным отношениям как слиянию своей идентичности с чужой без потери своего Я. Конфликт физиологической готовности и препятствий с появлением социальных ролей. Новая зависимость от других людей. Новые авторитеты. Родительские обязанности. Человек начинает реально сознавать свои возможности.
25-35 лет. Кризис, когда изменяются представления о своей жизни. Невозможность реализовать себя полностью. Человек оглядывается на пройденный путь. Переоценка ценностей. Еще одна критическая точка (от 33лет). Кто я? Инертность и продуктивность либо уход от общества как выход. Уже освоено несколько социальных ролей. Необходимость в резких изменениях содержания темпа жизни. Проза жизни и стремление ее избежать.
35-40 лет. Возможно возобновить поиск нового, смена обстановки. Определенная независимость – дети подрастают. Основное противоречие – потребность радикально изменить свое положение. Несколько критических лет. При нерезрешенности противоречий – неудачник. Резервы дальнейшего развития. Факт смерти уже не вызывает сомнения.
40-45 лет. Момент вершины расцвета человеческой личности. Изменения в физическом и интеллектуальном развитии. Передача опыта младшим и уход за старшими. Желание тут же получать результат. Конфликт между цельностью мировоззрения и собственной личностью.
50-55 лет. Осознание старости и сопротивление ее изменению. Вопрос нужности себя для социума. Либо выход на пенсию с планами, либо сопротивляются выходу в этот период, что дает негативные эмоции. Творчество проявляется в любой деятельности. Цели романтичны, но осуществляемы. Всплеск эмоциональности. Либо кризис, либо возрождение личности. Решает, для чего собирается жить дальше.
Динамика тенденций:
Тенденция к самосохранению своего Я. Экспансия себя вовне в качестве субъекта. Жизнь человека определяется противоположностью другим субъектам. Превращение других в объекты.
Тенденция к превращению человека в элемент социального целого. Жизнь человека как страдательного существа. Ему предлагается самопожертвование, отдача себя социуму.
Индивид есть субъективность и объективность, единство противоположностей.
- Культурологический подход к исследованию произведений искусства. Система культуры и место искусства в ней.
- Идеалы культуры. Роль идеалов художественной культуры в сравнении с идеалами других культурных подсистем (религии, науки, техники и пр.).
- Методическая функция идеалофундированной системы культуры.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-знатока.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-исследователя.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-майевтика.
- Основные положения западной философии искусства (Шеллинг и еще кто-то).
- Основные положения отечественной философии искусства.
- «Принцип внутренней необходимости» и причины его возникновения.
- Герменевтический подход к исследованию теории и истории искусства.
- Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
- Майевтика искусства. Метод Сократа и его адаптация к задачам истории и теории искусства.
- Полифункциональность деятельности искусствоведа как майевтика искусства.
- Произведение искусства в качестве майевтика.
- Этапы проектирования майевтической акции при организации диалога зрителя и произведения искусства.
- Религиозная цель майевтики искусства. Визуальная сущность религии.
- Духовно-исторический метод в исследовании произведений искусства.
- Правила художественной коммуникации.
- Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Отечественные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Метод философско-искусствоведческого анализа.
- Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
- Лонгитюдное исследование;
- Метод свободных ассоциаций;
- Анкетирование, беседа, опрос;
- Наблюдение;
- Семантический дифференциал.
- Психологические подходы к исследованию истории искусства.
- Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
- Сущность психологического анализа произведения искусства.
- Основные концепции отечественной психологии искусства.
- Роль социологии в исследовании произведений искусства. Законы функционирования искусства в обществе.
- Для майевтика:
- Основные концепции западной социологии искусства XX века.
- Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
- Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
- Образовательное качество идеалов художественной культуры.
- Роль философии образования в современной теории и истории искусства.
- Педагогический подход в теории искусства. Теоретические основы образовательной деятельности искусствоведа.
- 36. Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Аксиология искусства.
- Культурологический и герменевтический подход к организации коммуникации зрителя с произведением «Черный квадрат» к.Малевича.