Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
Философская антропология является фундаментом гуманитарной науки.
Предмет – сфера человеческого бытия, природы, человеческой индивидуальности.
Философия стремится объяснить человека, его мир, человек выступает как творец культуры и истории.
ФА сформировалась в 20 веке – этап в развитии человеческой мудрости – концентрация внимания на человеческом начале в вопросах постижения бытия.
Главный вопрос – что есть человек?
Антропология (свое определение человека):
Религиозная – духовность, отвержение плотского.
Биологическая – человек и животное, инстинкты.
Культурологическая – человек – создатель идеалов.
Педагогическая – образование – начало человека.
(Криво написано, но скорее всего) Искусствоведческая – душевная организация человека.
Задача – соединить научное, философское, религиозное постижение человека воедино.
Сформировалась в философии Людвига Файербаха, в 20-м веке в 20-е годы –Шелер, Плесснер, Геллен, Бубер определили основу ФА.
Мак Шелер «Положение человека в космосе»
Хельмут Плесснер «Ступени органического и человек».
Основные принципы:
Человек не защищен от напора среды и мирооткрытость – ведущий принцип связи человека с окружением
Человек – единственное существо, способное менять окружающую среду, способен менять среду обитания – может стать над миром.
Органическая неоснащенность компенсируется духом.
По Шелеру – человек – место встречи духа и жизни.
Эксцентрическая позиция человека (открытость) - вечное самосовершенствование – многомерное желание других субъектов в диалог с которыми вступает человеческое «Я». (Я и другие, Я и ты, я и не-я, я и другое).
Человек создает свой мир культуры, чтобы смоделировать мост между собой и другими категориями отношения.
Ландман и Ротхаккер – в 60-е годы.
Ландман: духовность – начало человека, человек – произведение духа→ религиозное направление в ФА (Лотц, Хаммер, Бубер)
Проблемы человека ФА рассматривает через христианскую душу и тело – сотворенность человека богом – человек богоподобное существо.
Бубер: открытость человека миру раскрывается через понятие диалог – я и ты - - люди отдают себя другому. Диалог между людьми – ступени, цель – говоря с каждым «ты», говорить с вечным «ты» (богом) – диалогическая ориентированность человека.
Тотальная диалогичность, ориентированная на самооткрытие.
Человекоразмерность – базовая характеристика гуманитарного знания.
Познание человека – одна из задач искусства. Например, дать антропологическое объяснение художественной идеи перед работой со зрителем. Определить с какой стороной личности необходимо встретиться ПИ.
ПИ структурирует личность человека.
Концепции личности (разное соотношение компонентов в человеке)
Церковная концепция апостола Павла – плоть, душа, дух. Типы личности – одномерная, двухмерная, трехмерная. Одухотворение человеческой души – задача искусства.
Концепция Фрейда (м.б. использовано в конкретном произведении) – сознательно, предсознательное и бессознательного (оно, я, сверх-я). Доминанта психологического в структуре личности.
Сверх-я (идеал-я)- человек создает себе идеал – высшее существо определенного эталона, которое развивается человеком в результате жизненных обстоятельств. Может быть связано с «родителями времени», религиозной личностью. Несоответствие идеалу может вызвать противоречие внутри личности.
Эталонный человек – дающий бессознательному жизнь, который не ставит пределы бессознательному.
Роль образования в культуре.
Искусство как субъект влияния на социум развивается через образование. Цель образования – качественное преображение человека. Система образования необходимое продолжение системы культуры – идеал становится таковым при взаимодействии с человеком. Система образования – площадка апробации. Культурный идеал приобретает технологичность – комплекс образовательных операций.
Главное: 1. необходимость интеграции традиционных систем образования в синтетическо-аналитический конструкт. 2. Актуальность знаков диалектики в системе образования. 3. Образовательный идеал (формируется) – цель взаимодейтсвия диктатных и энтузиазных начал. S-O образовательная операция, исторически формируется в узловых точках 2х спиралей - в точках равновесия.
Существует понятие «система образования» - в упрощенном варианте – институциональный конструкт (школа-вуз). В целеполагающем значении образование являет собой согласованность всех образовательных элементов.
Аспекты СО:
1.Наиболее популярный подход – институция: учреждение в основе, иерархия в виде лестницы и возрастных групп – не соответствует полноте понятия «система образования».
2. Система образования как система образовательных стандартов – набор знаний, умений и навыков, определенные психологическими нормами.
3. Содержательно-организационная система: классно-урочная система Каменского – организует пространство, время и человека, принадлежащих определенному предмету, но формируется обрывистость – дивизионизм.
4. Образование как технология реализации образовательных стандартов – технологический аспект системы образования – Субъект-образующий эл-т системы. Взаимодействие средств, стандартов и методов.
5. Целеполагающий аспект СО – цель связать ее с аксеологическими принципами – отношение к системе ценностей – образовательные ценности в связке с общечеловеческими ценностями (мироотношение, образ мышления).
Все эти аспекты сами по себе не могут образовать единую СО, следовательно, СО многоаспектна.
Интеграция 4х аспектов – целеполагания (ведущая), технологический, содержательный, организационный. Последние 3 аспекта - ступени для достижения цели.
2 типа системы образования: диктатный и энтузиазный.
Диктатный тип: (управление) человек как объект социума. В системе мира (государство, общество) человек должен научиться занимать свое место.
Обучение (как образование – восхождение к вершинам духа) и воспитание (заставить усвоить нравственные привычки) – разные вещи.
Модель личности в образовательной системе отличается неполнотой- работа разума и плоти - полноценное развитие душевности ущемлено, духовное вообще не рассматривается (социоцентрическая СО). Человек обучаемый, воспитываемый с ориентацией на эталон.
В космоцентрических диктатных СО демонстрируется целостность религиозного сообщества – личность как часть определенной среды, необходимо преподать традиции и правила, обозначить существующий фонд модели мира для принятия мира. Консервативное образование – воспроизведение миропорядка в его неизменности. Есть законы, непреложные истины, где ученик должен стать знатоком. Категория должен- долг-должность.
Мир повелевает, учит, предлагает, требует повиновения средствами образования.
Востребованы идеалы институтов – образ стены школы – ограничение – огранивание личности ученика.
Диктатные системы наиболее распространены. Цель- распространение закона единства и упорядоченности мира на всех. Технология- экстраполяция, овладение сводом знаний миропорядка. Организационный аспект- пространственно-временной континум. S-O – учитель – ученик.
Энтузиазная СО
На западе – Маслоу (и еще кто-то на К), в России – Выготский, Леонтьев, Рубенштейн. Было у Сократа и у Руссо.
Целеполагание – ценность развития и роста. S –учащийся – более соответствует понятию «образование». Инициатива ученика, его самостоятельность. Учитель – катализатор активности учения. Моделирование ситуации заново открытых законов, проведение экспериментов. Здесь обучение – учение в качестве энтузиазного самораскрытия. Для образования нет границ ни времени, ни пространства, нет связи с учреждением – система непрерывного образования. Естественная и жизнетворческая деятельность. Образование – задание все жизни человека (напр, экзистенционализм, экспериментализм – Дьюи, Брейнолд). Раскрытие себя в образовании.
Индивидуализация и субъективизация – главное.
Критические точки: концепция антипедагогики (Рорти, Илич, Фрейер) – внеинституциональность, проблемное обучение.
Компоненты энтузиазной СО: Цель – свобода в деятельности развития и самоорганизации S учения. Содержание- субъективация всех ситуаций. Операционность- умение учиться, компетенция самого ученика – ориентиры. Технология – диалектизм S-среда. Учитель- координатор S-процесса учения. Преодоление пространственных и временных границ, введение экзистенциального контекста в образовательный процесс (смысл жизни).
Общие основания обеих систем:
Дуальная специфика образовательной системы (соединение всех 4 компонентов для целостности)
Доминанта целеполагающего аспекта
Единая технологическая обусловленность – главное – технологии в реализации цели. Все в системе технологично, иначе разрушение.
Единство целей разных СО. Цель- образование мироотношения, свой вариант цели,, различие в приоритетах.
Единая потребность соблюдения закона однозначности образовательных факторов (ученик-учитель).
Единая потребность соблюдения максимума взаимодействия (черта разрушения, вызванной одной из сторон обучения).
Единство желания нарушить закон соблюдения максимумов – максимум учителя или ученика.
Каждая система несет потенциал саморазрушения и самосозидания для жизнеобеспечения
Единообразная неполнота модели личности из-за отсутствия диалогизма. В диктатных личность ограничивается образцом, в энтузиазном – неограниченная свобода, где человек говорит сам, но не способен услышать мир.
Единство принципов включенности СО в метасистему. Диктатные и энтуз СО проявляют свою зависимость от других систем высшего порядка. (Метасистемы –жизнь, цивилизация, культура).
Единство диктатной и энтузиазной системы как единства противоположностей – взаимодополнение для целостной СО.
Гессен предлагал создать единство энтузиазной свободы и диктатного принуждения.
Диалектическое качество СО.
Синтетическая система образования вытекает из главного недостатка 0 однозначности позиции диктат или энтузиазности, Синтетичность м.б. имманентным качеством системы, которая должна учитывать позицию мира и человека. Действие закона диалектики в синтетической модели СО – образовательное отношение (готовность отдавать себя в новое). Образование – идеальное пространство, где единичное (энт) и всеоощее (диктат) способствуют образованию друг друга – особенное. Образвоание как форма диалога – образловательный диалог-отношение.
Специфика S образовательного диалога.
Отношение S-S-но – равные партнеры. Человек – энтузиазный субъект, идеал культуры – диктатный субъект.
Субъект образования технологичен, это не человек, а технология (образовательная операция, которую может проводить человек). S образования всегда комплекс образовательных операций.
Необходима ориентация на общие правила, в них закладывается программа миротношения – культурный эталон как посредник между человеком и миром.
Общий объект – образовательные технологии, разворачивание чрез единичные образовательные S – операции. В результате – совмещение S и O операций, но чистых S и O операций не бывает.- взаимодействие единично-общих образовательных операций.
Для полного понимания: диктатный энтузиазм и энтузиазный диктат.
Образовательный диктат в диалектической системе
Идея повелительного адресования систем действий – требование соответствующего эталона. Восприятие эталонной операции не исчерпывает раскрытие человека – ответная инициатива. S образовательного диктата ориентирован не только на возврат, но и на возникновение диалога – актуализация – новое качество – изменение S. Недостаток: образовательный процесс превращается в орудие превращения в члена общества – образовательная подмена – ученик перестает видеть репрезентирующее через репрезентант (диктат церкви- Бог, учитель- закон физики).
В диктатной системе комплекс образовательных операций идет от идеала культуры. Система культуры продуцирует идеалы культуры, а система образования организует процесс признания идеалов.
Образовательный энтузиазм в диалектической системе
Для диалогичной системы это ответ для баланса системы, идущих от культурных идеалов. Потребность S найти свое место в мире, который ему предлагается – образовать себя, порыв самоутверждения через соучастие во всеобщем процессе. Жажда индивидуального творчества и образования мира с собой.
ВЫВОД: В диалогичной СО действует закон взаимодействия и равновесия систем в интеграции единичного и всеобщего, формирующего образовательные операции.
Структура: противоположные элементы могут увидеть двойную спирать образовательного диктата и образовательного энтузиазма. Критические точки- образовательные операции, где присутствует только одно начало.
Сошенко
- Культурологический подход к исследованию произведений искусства. Система культуры и место искусства в ней.
- Идеалы культуры. Роль идеалов художественной культуры в сравнении с идеалами других культурных подсистем (религии, науки, техники и пр.).
- Методическая функция идеалофундированной системы культуры.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-знатока.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-исследователя.
- Междисциплинарный подход в деятельности искусствоведа. Значение смежных дисциплин для деятельности искусствоведа-майевтика.
- Основные положения западной философии искусства (Шеллинг и еще кто-то).
- Основные положения отечественной философии искусства.
- «Принцип внутренней необходимости» и причины его возникновения.
- Герменевтический подход к исследованию теории и истории искусства.
- Гносеологические основы искусства. Визуальное мышление.
- Майевтика искусства. Метод Сократа и его адаптация к задачам истории и теории искусства.
- Полифункциональность деятельности искусствоведа как майевтика искусства.
- Произведение искусства в качестве майевтика.
- Этапы проектирования майевтической акции при организации диалога зрителя и произведения искусства.
- Религиозная цель майевтики искусства. Визуальная сущность религии.
- Духовно-исторический метод в исследовании произведений искусства.
- Правила художественной коммуникации.
- Западные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Отечественные семиотические подходы к исследованию теории и истории искусства.
- Метод философско-искусствоведческого анализа.
- Значение психологических методов в анализе произведений искусства.
- Лонгитюдное исследование;
- Метод свободных ассоциаций;
- Анкетирование, беседа, опрос;
- Наблюдение;
- Семантический дифференциал.
- Психологические подходы к исследованию истории искусства.
- Психология развития и ее роль в изучении закономерностей художественной коммуникации.
- Сущность психологического анализа произведения искусства.
- Основные концепции отечественной психологии искусства.
- Роль социологии в исследовании произведений искусства. Законы функционирования искусства в обществе.
- Для майевтика:
- Основные концепции западной социологии искусства XX века.
- Сущность социологического анализа произведения искусства и художественной коммуникации.
- Подходы философской антропологии в теории и истории искусства.
- Образовательное качество идеалов художественной культуры.
- Роль философии образования в современной теории и истории искусства.
- Педагогический подход в теории искусства. Теоретические основы образовательной деятельности искусствоведа.
- 36. Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Стратегии образования через искусство: опыт западных исследователей и практиков.
- Аксиология искусства.
- Культурологический и герменевтический подход к организации коммуникации зрителя с произведением «Черный квадрат» к.Малевича.