logo search
МТРСП

Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.

Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

Существуют различные модели помощи семье, кото­рые может использовать социальный педагог

Педагогическая модель базируется на гипотезе недо­статка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Кон­сультант вместе с родителями анализирует ситуацию, на­мечает программу мер. Хотя сам родитель может быть при­чиной неблагополучия, эта возможность открыто не рас­сматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психоло­гии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обсто­ятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуа­ции и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил

  1. Психологическая (психотерапевтическая) модель ис­пользуется тогда, когда причины трудностей ребенка ле­жат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, пси­ходиагностику личности, диагностику семьи. Практичес­кая помощь заключается в преодолении барьеров обще­ния и причин его нарушений.

  2. Диагностическая модель основывается на предполо­жении дефицита у родителей специальных знаний о ре­бенке или своей семье Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

  3. Медицинская модель предполагает, что в основе се­мейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

К основным направлениям работы социального педагога с много­детными семьями относятся следующие: