logo
МТРСП

Тема 5. Этический кодекс социального педагога.

Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.

Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.

Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.

Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.

Социальный педагог действует таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы, расширить личностные возможности людей, создавать условия для поддержания уважения к различиям культур.

В кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:

- быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь расположить к себе клиента, совместно определять пути решения проблемы;

- уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;

- не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности;

- быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;

- уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента, строить взаимоотношения на равных;

- исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия, не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от душевного или физического дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

- соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, всегда действовать исключительно в интересах клиента;

- вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за ее качество;

- полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

- не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью, уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом, принимать только добровольно предлагаемую плату за услуги на законных основаниях, не принимать ценных подарков за выполненную работу;

- стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации;

- защищать и увеличивать достоинство профессии, уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

- всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;

- проанализировать и предусмотреть возможные последствия своей исследовательской деятельности для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);

- информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;

- советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.

- может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.