logo
МТРСП

Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.

Технология педагогического разрешения конфликтаКонфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьёзные разногласия, при не умелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, отражаются на их отношении к учёбе, работе, настроении, самочувствии, делаются невозможными или затрудняются их координированные действия.Ошибки педагога приводящие к конфликту:1.Неумение правильно сформулировать цель воспитания и естественно  постановка неверной цели. 2.Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальных  особенностей. 3.Недостаточный кругозор в части преподавателей неспособных ярко  провести классное собрание, объяснить новое задание, помочь  школьникам в работе над трудным, непонятным материалом. 4.Бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога к школьникам или  студентам. 5.Неправильная стимуляция школьников поощрением и наказанием.  Недопустимо поощрять и наказывать только за результат действия  игнорируя его мотивы.Существует 4 вида отношения педагога к конфликту:

Творческое отношение к конфликту. Здесь педагог ведёт себя в соответствии с ситуацией и разрешает конфликт с наименьшими потерями. Разрешение конфликтной ситуации педагогом:

  1. Воздействие на конфликтующих методом убеждения. Он должен: 

*убедить, что конфликт вредит всем участникам и коллективу в  целом. * раскрыть подлинный объект конфликта и указать путь его  разрешения на принципиальной основе. Одновременно ведётся  индивидуальная работа с противоборствующими сторонами. В сложных ситуациях полезно предварительно проанализировать ситуацию, для этого не обходимо: *установить участников и инициаторов конфликта; *выявить какие они преследуют цели; *узнать, чьи интересы затронуты;  *узнать, какого отношение других членов в конфликтной  ситуации.

  1. Прямое разрешение конфликта. Поочерёдно приглашать к себе конфликтующие стороны с целью выявления подлинного конфликта и предложить каждому изложить суть и причины столкновения. При этом должны существовать сухие факты без эмоций. Уточнив факты, выявив объект конфликта и сделав выводы, педагог вызывает конфликтующие стороны и предлагает своё решение выхода из конфликта. 

Таким образом, взаимное доверие и достижение справедливых соглашений более вероятно, если люди позитивно (кооперативно) ориентированы на взаимное благополучие и менее вероятно, если они негативно (конкурентно) воспринимают эту возможность.