logo
МТРСП

Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одаренность:

-социальную, иначе лидерскую;

- художественную — музыкальную, изобразительную, сценичес­кую;

- психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

- академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отлич­ные специалисты;

- интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, ко­торые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

- творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают по­ставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раз­дражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

В этих школах учителя знают и учитывают возможности каждо­го одаренного ребенка. Где ему должны быть поставлены сверхза­дачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога в такой школе — сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолю­бивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартно­го, мышления преодолевать барьер зазнайства..

Но встречается и другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и ду­ховные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстро­енное физическое здоровье можно поправить, но трудно восста­новить здоровье духовное.

Родителям следует учитывать также и то, что у разных детей разная энергия развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь как всегда важно соблюдение меры: недопустимы ни чрез­мерное давление на ребенка, ни самотек в его воспитании и раз­витии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут родителям опре­делить эту меру.

Ответственность в работе с одаренными детьми лежит не только на семье, но и на воспитателях детских садов, учителях, пси­хологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства и ребенка, помогают родителям в воспитании буду­щих ученых, деятелей культуры и искусства.

Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и ро­дителями. Он организует творческий труд детей, в частности при­нимая участие в создании Домов детского творчества (обычно на базе Домов пионеров), где в самых разнообразных видах деятель­ности реализуются творческие возможности талантливых ребят.

Кружковцы готовят проведение таких народных праздников, как День Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи ребят. Отчет работы кружка — это концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Одна из проблем одаренных детей — школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявлять таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.