logo
МТРСП

Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.

Планирование — основа управления. Сущность планирования за­ключается в определении основных видов деятельности и мероп­риятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога — выработка един­ства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, обще­ственными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

- план годовой или на полугодие, в образовательном учрежде­нии выступающий как часть плана работы школы (перспектив­ный план). Возможно планирование и на более длительный срок;

- план работы на более короткий срок, как правило, на чет­верть, месяц, неделю (календарный план). Формой представле­ния такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

- план проведения конкретных акций, форм работы, плани­рование деятельности в отношении конкретных проблем, кон­кретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли­жайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Приведем два примера.

Годовой план работы социального педагога (специализация — охра­на прав ребенка), согласно рекомендациям комитета по образованию Воронежской области, включает такие разделы, как:

- аналитическая записка, анализ контингента обучающихся;

- выявление в микрорайоне образовательного учреждения несовер­шеннолетних «группы риска» (сирот и оставшихся без попечения роди­телей; необучающихся; инвалидов; проживающих в неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семьях, нуждающихся в помощи госу­дарства; подлежащих обучению в других специализированных учрежде­ниях и т.п.);

- защита прав воспитанников (личных, имущественных, жилищных);

- обеспечение льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации и муниципальным органом исполнительной власти, опреде­ленным категориям несовершеннолетних;

- пропаганда законодательства о несовершеннолетних;

- индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями;

- работа с учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей (комиссия по делам несовершеннолетних, подразде­ление по профилактике правонарушений несовершеннолетних, комитет социальной защиты населения, медицинские службы, муниципальные органы управления образованием, суд, прокуратура, комитет по труду и занятости и т.п.);

- посещение совместно с другими педагогами неблагополучных се­мей, в которых проживают несовершеннолетние, с целью оказания пе­дагогической и другой помощи;

- делопроизводство (ведение документации, переписка);

- отчетность о проделанной работе на педагогическом совете и на совещании при руководителе учреждения образования; подготовка ин­формации в муниципальные органы управления образованием.

Специалисты Санкт-Петербурга предлагают следующую структуру пер­спективного плана:

- аналитическая записка (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящих­ся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т.д.);

- цели и задачи работы;

- планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые долж­ны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относят профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность1.