logo
МТРСП

Тема 32. Методика организации благотворительных акций.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О бла­готворительной деятельности и благотворительных организаци­ях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается доб­ровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескоры­стной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче граж­данам или юридическим лицам имущества, в том числе денеж­ных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучше­ние материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовки населения к преодолению последствий стихий­ных бедствий, экологических, промышленных или иных катаст­роф, к предотвращению несчастных случаев;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между на­родами, предотвращения социальных, национальных, религиоз­ных конфликтов;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бед­ствий, экологических, промышленных или иных катастроф, со­циальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, куль­туры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и мас­сового спорта;

- охраны окружающей природной среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и террито­рий, имеющих историческое, культовое, культурное или приро­доохранное значение и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств ком­мерческим организациям, оказание им иных форм помощи, а также поддержка политических партий, движений, групп и кам­паний благотворительной деятельностью не являются.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осу­ществлять благотворительную деятельность на основе доброволь­ности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объеди­нившись, с образованием или без образования благотворитель­ной организации.

Акция — массовая форма благотворительной деятельности, ха­рактеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, ин­тенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По вре­мени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долго­срочные акции.

Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:

1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда уста­новок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным ак­циям подобного рода можно отнести распространенные в прак­тике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий (цель — привлечь внимание молодежи к проблемам занятости, программам молодежного трудоустройства, продемонстриро­вать упрощенную схему взаимодействия с работодателями), пси­холого-педагогический или целевой (проблемный) марафон как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъек­тов и т.д.

2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие ак­ции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т. п. Например, благотворительная лотерея в День города, благо­творительный концерт, все средства от которого перечисляются по заранее определенному адресу, и т. п.

В числе общих рекомендаций к проведению благотворитель­ных акций выделяются следующие:

• Актуальность избранной темы, которая должна быть не толь­ко понятной участникам акции, но и вызывать у них определен­ный эмоциональный отклик. Поэтому подготовительный этап не­редко имеет разъяснительный или рекламный характер.

• В программе акции следует предусмотреть смену ролевого по­ведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т. п. Не стоит злоупотреблять простейшими приемами, к примеру, кон­центрировать внимание слушателей на пожертвовании их кумира в рамках благотворительного концерта. Несомненно, они отклик­нутся на призыв любимого исполнителя, примут участие в сборе средств, но действовать будут, скорее, под влиянием момента, неосмысленно, что обеднит воспитательное воздействие.

• Лучше, если адресат акции будет не абстрактным (детям — жертвам войны в Чечне), а максимально конкретным (детям из лагеря беженцев из Чечни поселка Н.). К сожалению, современ­ная ситуация в обществе, когда собранные средства используют­ся бесконтрольно, уходит на другие цели, сформировала у моло­дежи негативное отношение к подобного рода акциям. Хорошо, если позднее будет получен и сообщен участникам акции благо­дарственный отклик тех, кому были перечислены средства.

• Благотворительность не терпит принуждения. В любом случае необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не раздавать лотерейные билеты как необходимую нагрузку к билету на концерт или угрожать дисциплинарными мерами за неучастие в сборе новогодних подарков военнослужащим, участвующим в боевых действиях в Чечне.

• Как правило, организуемые в рамках социально-педагоги­ческой практики благотворительные акции по своим масштабам таковы, что не требуют четкой финансовой отчетности. Вместе с тем социальному педагогу не помешает знать, что по Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных орга­низациях», в случае, если благотворителем или благотворитель­ной программой не установлено иное, не менее 80 % благотвори­тельного пожертвования в денежной форме должно быть исполь­зовано на благотворительные цели в течение года с момента по­лучения этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не уста­новлено благотворителем или благотворительной программой.