Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей природной среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения.
Направление денежных и других материальных средств коммерческим организациям, оказание им иных форм помощи, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
Акция — массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные акции.
Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:
1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести распространенные в практике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий (цель — привлечь внимание молодежи к проблемам занятости, программам молодежного трудоустройства, продемонстрировать упрощенную схему взаимодействия с работодателями), психолого-педагогический или целевой (проблемный) марафон как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъектов и т.д.
2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т. п. Например, благотворительная лотерея в День города, благотворительный концерт, все средства от которого перечисляются по заранее определенному адресу, и т. п.
В числе общих рекомендаций к проведению благотворительных акций выделяются следующие:
• Актуальность избранной темы, которая должна быть не только понятной участникам акции, но и вызывать у них определенный эмоциональный отклик. Поэтому подготовительный этап нередко имеет разъяснительный или рекламный характер.
• В программе акции следует предусмотреть смену ролевого поведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т. п. Не стоит злоупотреблять простейшими приемами, к примеру, концентрировать внимание слушателей на пожертвовании их кумира в рамках благотворительного концерта. Несомненно, они откликнутся на призыв любимого исполнителя, примут участие в сборе средств, но действовать будут, скорее, под влиянием момента, неосмысленно, что обеднит воспитательное воздействие.
• Лучше, если адресат акции будет не абстрактным (детям — жертвам войны в Чечне), а максимально конкретным (детям из лагеря беженцев из Чечни поселка Н.). К сожалению, современная ситуация в обществе, когда собранные средства используются бесконтрольно, уходит на другие цели, сформировала у молодежи негативное отношение к подобного рода акциям. Хорошо, если позднее будет получен и сообщен участникам акции благодарственный отклик тех, кому были перечислены средства.
• Благотворительность не терпит принуждения. В любом случае необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не раздавать лотерейные билеты как необходимую нагрузку к билету на концерт или угрожать дисциплинарными мерами за неучастие в сборе новогодних подарков военнослужащим, участвующим в боевых действиях в Чечне.
• Как правило, организуемые в рамках социально-педагогической практики благотворительные акции по своим масштабам таковы, что не требуют четкой финансовой отчетности. Вместе с тем социальному педагогу не помешает знать, что по Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 2. Классификация и назначение социально-педагогических технологий.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога.
- Тема 4. Характеристика сфер специализаций социального педагога.
- Тема 5. Этический кодекс социального педагога.
- Тема 6. Права социального педагога.
- Тема 7. Методика и технологии социально – педагогической работы в учреждениях системы образования.
- Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.
- Тема 9. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений здравоохранения.
- Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.
- Тема 11. Методика и технология социально-педагогической работы в учреждениях культуры.
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 13. Социально-педагогические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 15. Технология социально – педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях основного и дополнительного образования.
- Тема 16. Технология социальной адаптации детей-сирот.
- Тема 17. Технологии работы социального педагога с семьей.
- Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.
- Тема 23. Технологии реабилитации и здоровьесбережения.
- Тема 24. Технологии общения и взаимодействия в социально-педагогической работе с детьми и подростками.
- Тема 25. Технология гармонизации социально-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе.
- Тема 26. Методика социального патронажа и надзора.
- Тема 27. Методика социально–педагогического семейного консультирования.
- Тема 28. Социально – педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
- Тема 29. Методика организации групп взаимопомощи.
- Тема 30. Технологии социально – педагогической защиты прав ребенка.
- Тема 31. Социально – педагогические технологии уличной работы.
- Тема 32. Методика организации благотворительных акций.
- Тема 33. Методика и организация системы работы с волонтерами.
- Тема 34. Методика и технологии социально – педагогической работы с группами, детскими молодежными объединениями и организациями.
- Тема 35. Социальный педагог как социальный менеджер: реализация функции управления в образовательном учреждении.
- Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.
- Тема 37. Технология разработки социального проекта.
- Тема 38. Технология планирования деятельности социального педагога.
- Тема 39. Контроль социально – педагогической деятельности и отчетность.