logo
МТРСП

Тема 23. Технологии реабилитации и здоровьесбережения.

ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новошахтинска» (далее, ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска») активно внедряет в социально-реабилитационный процесс комплексные технологии по созданию здоровьесберегающего адаптивного пространства. В течение 2011 года в центре социальной реабилитации для несовершеннолетних прошли комплексную реабилитацию 159 несовершеннолетних. По результатам внедрения в учреждении подведены итоги использования технологии здоровьесбережения детей от 1,5 до 3 лет, реализуемой в рамках программы «Мать и дитя». Особенность технологии состоит в том, что дети раннего возраста включены в реабилитационно-оздоровительную работу вместе с мамами, которые являются обязательными участниками процесса. Организация работы с конкретным ребенком зависит от его возраста и имеющихся проблем. Она включает создание адаптивного пространства: организацию терапевтических сред, насыщенных разнообразными сенсорными стимуляторами, подбор игрового материала, вовлечение ребенка в разные виды деятельности (пальчиковая гимнастика, игры с дидактическими игрушками и материалом, лепка, рисование, аппликация, чтение сказок, игры малой подвижности, двигательная активность, музыка).

На предварительном этапе технологического процесса проводится беседа с родителями, которая помогает им получить общее представление об учреждении, целях и задачах программы, сориентироваться в комплексе реабилитационных мероприятий. Первая встреча с ребенком проходит в рамках первичной консультации (в присутствии родителей), которую проводят специалисты учреждения: социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог, учитель-логопед. Цель консультации – знакомство с ребенком, сбор информации об особенностях его развития.

На следующем, основном этапе, проводится социальное обследование семьи, педагогическая диагностика родителей, им даются конкретные рекомендации, они учатся применять полученные знания на практике. Организуется социально-реабилитационный процесс, включающий индивидуальную и групповую работу с ребенком и мамой. Родителей приглашают участвовать в социально значимых мероприятиях учреждения.

На заключительном этапе анализируются итоги индивидуального сопровождения и групповой работы, осуществляется индивидуальное консультирование родителей специалистами, работающими в программе.

Так, на базе отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями была сформирована группа для родителей и детей от 1,5 до 3 лет с ослабленным здоровьем, которые никогда не посещали детские дошкольные учреждения. Для занятий с ними была разработана программа "Мать и дитя", целями которой являются: адаптация детей к пребыванию в организованном детском коллективе, мотивация родителей на проведение общезакаливающих процедур для укрепления здоровья ребенка, оказание социальной психолого-педагогической помощи семье, испытывающей трудности в общении с ребенком этого возраста.

В течение месяца после завершения работы детско-родительской группы по программе «Мать и дитя» все дети были устроены в дошкольные образовательные учреждения. Более того, дети – участники программы, показывают высокий уровень адаптации к условиям пребывания в коллективе сверстников в детском дошкольном образовательном учреждении. Благодаря активному применению общезакаливающих мероприятий у детей снизилась частота простудных заболеваний, между родителями и детьми наладился эмоциональный контакт, общение между мамой и ребенком стало эмоционально насыщенным.

За время работы группы родители научились изготавливать из подручного материала дидактические игрушки, развивающие мелкую моторику, сенсорное восприятие для занятий с детьми в домашних условиях.

Цель здоровьесберегающией технологии применительно к ребенкув ГБУСОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья работников центра и валеологическому просвещению родителей.

- закаливание, физкультурные занятия, в том числе и лечебные физкультурные минутки, утренняя гимнастика;

- работа медицинской комиссии по отслеживанию физического и психического здоровья ребёнка;

-включение в программу ежегодных медицинских профосмотров, договоры с медицинскими учредениями на обслуживание работников центра;

- работа педагогических лекториев и консультаций;

- работа психологической службы для детей и родителей Центра;

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе;

- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Виды здоровьесберегающих технологий в Центре делятся по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов Центра; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Элементы медико-профилактической технологии:

-организация мониторинга здоровья детей;

-разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья и физического развития детей,

-организация профилактических мероприятий;

-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

-организация здоровьесберегающей среды в Центре.

Элементы физкультурно-оздоровительные технологии:

-развитие физических качеств, двигательной активности;

-становление физической культуры детей;

- лечебная физкультура;

-дыхательная гимнастика;

-массаж и самомассаж;

-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, на индивидуальном занятии Центра. В Центре осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь: медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется психогимнастика и снятие психо-эмоционального напряжения посредством методов телесного ориентирования и психотерапии.

В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

- организация «Физминутки», производственной гимнастики, совместных культпоходов.

- ежегодные медицинские профилактические осмотры.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Технологии валеологического просвещения родителей: методические материалы и пособия, беседы, консультации, личный пример педагога, работа совместного родительско-педагогического клуба, поиск новых форм работы с родителями, практические показы (практикумы).

Детям-сиротам и детям инвалидам находящимся в ГУБУСОН РО «СРЦ г.Новошахтинска» не хватает материнской заботы, семейной обстановки, такому ребенку мама не скажет как следить за собой и за своим здоровьем. В Центре здоровьесберегающие технологии обеспечивают коррекцию, оздоровление, сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с санитарными правилами и нормами медико-профилактических технологий:

1.Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль лечения, занятий, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в Центре.

2.Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей. Физкультурно-оздоровительные и физкультурно-лечебные технологии. Становление физической культуры детей, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

3.Целью технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека. К здоровьесберегающим образовательным технологиям в Центре относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения детей. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка.

4.Технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка и обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в дет. саду, школе и дома, относится технология психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

5.С целью развития культуры здоровья педагогов необходимо развитие их потребности к здоровому образу жизни. (Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми). Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)

6.Задача данных технологий является обеспечение валеологической образованности родителей. Технологии валеологического просвещения родителей: методические пособия, психолого-педагогические консультирования, социальное сопровождение семьи, совместные с родителями праздники, занятия, походы, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.

Особенное значение для будущего России имеет здоровое подрастающее поколение: детская заболеваемость неуклонно растет, профилактические и терапевтические меры недостаточно эффективны, распространение вредных привычек приобрело катастрофические масштабы. Здоровый образ жизни должен стать привычкой и потребностью, и тогда он поможет сохранить здоровье, высокое качество жизни, обеспечить долголетие и счастливую жизнь.

Исходя из возрастных возможностей компетентностнымв области охраны и укрепления здоровьяможно считать ребенка, если он:

- имеет представления о здоровье и активен вспособах его сохранения и укрепления;

- имеет положительную социальную позицию поотношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

- владеет основами гигиенической культуры, культуры питания, культуры движения, навыками самообслуживания;

- умеет регулировать свою двигательную активность, владеет двигательными действиями в соответствии с возрастными возможностями;

- управляет своим поведением, эмоциями и способами общения; способен выбрать адекватную форму поведения; хорошо ориентируется в новой обстановке;

- знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее;

- уважает желания других людей;

- может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; заявить о своих потребностях в приемлемой форме; способен избежать нежелательного общения.

Таким образом, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной ребенком информации об укреплении здоровья, а его способность и готовность осуществлять здоровый стиль поведения. Проявления ребенка можно визуально определить в типично детских видах деятельности по факторам инициативы, самостоятельности, осознанности, внимательности, моторики рук, сообразительности.

Подводя итоги параграфа, следует сказать, что в теории и практике социальной работы ведется активный поиск путей и условий поддержки, сохранения и развития здоровья граждан. Все это, в свою очередь, делает актуальным развитие здоровьесбеегающего направления социономии, разработку здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и развитие здоровья людей различных возрастов, социальных групп. Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в различном возрасте, поэтому наиболее эффективны в этом направлении программы образования в области здоровья и профилактические программы здоровьесбережения. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий в социальной работе - такая организация здоровьесберегающего пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание, профессиональная деятельность, социальное обслуживание и повседневная жизнедеятельность не сопровождаются нанесением ущерба здоровью, развивают адаптационные возможности человека, повышают качество его жизни, поддерживают активность и способствуют долголетию и здоровью.

Внедрение программ здоровьесбережения в деятельность учреждений социальной реабилитации является актуальной задачей социономии. В учреждениях социальной реабилитации находятся дети, лишенные материнской заботы, обделенные вниманием, не включенные в нормальные семейные отношения со своими родными людьми. Они много не знают из-за того, что их родители не занимаются воспитанием и обучением своего ребенка. Дети нуждаются в знаниях и должны иметь представление о своем здоровье и о том, как его сохранять. Таким образом, внедрение проектов и программ в области здоровьесбережения на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних представляется особенно актуальной задачей.

Цель здоровьесберегающией технологии применительно к ребенкув ГБУ СОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

С целью развития основ здоровьесбережения у воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска» в период с февраля по апрель 2012 на базе центра был внедрен авторский социально-образовательный проект «Здоровый ребенок», главными задачами которого является: ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни, формирование неравнодушного отношения к своему здоровью, обучение населения методикам ЛФК и основам здоровьесбережения, мотивация и стимулирование инициатив для решения социально-значимых проблем в сфере профилактики заболеваемости и сохранения здоровья.