logo
МТРСП

Тема 10. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов пенитенциарной системы.

Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы, которая включает развитие системы профилактики преступного поведения и системы наказания за противоправное поведение (пенитенциарной системы).

Пенитенциарный — относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.

Работа социального педагога с заключенными может осуще­ствляться в несколько этапов.

1-й этап — при поступлении осужденного в колонию педа­гог изучает его документы, документы суда, его личность и при­чины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы. Налаживаются контакты с семьей, родствен­никами несовершеннолетнего, оцениваются особенности их вли­яния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска.

2-й этап— реализуется составленная программа. Эффектив­ность ее выполнения зависит от психологических особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возмож­ностей учреждения. Подопечному оказывается помощь в адапта­ции к группе, предусматривается принятие мер в случае возник­новения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. В основу разработки индивидуального под­хода могут быть положены такие типы поведения подопечного:

первый тип — встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

второй тип — твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;

третий тип — доказывают свое исправление, занимаются са­мовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступле­ние;

четвертый тип — «болото», поведение неопределенно;

пятый тип — нарушители порядка, не подчиняющиеся требо­ваниям администратора;

шестой тип — злостные нарушители, лидеры преступных груп­пировок.

Подвижность типов поведения делает необходимой постоян­ную диагностику состояния подопечного, корректировку програм­мы деятельности.

Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. В боль­шинстве случаев специалист стимулирует подопечного к сохра­нению и укреплению этих отношений. Идет поиск дополнитель­ных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в даль­нейшем опорой для ресоциализации. Контролируется социально-бытовое положение подопечного: предоставляются необходимые консультации, осуществляется организационная работа по его улучшению.

3-й этап — по отбытии наказания оценивается результат ра­боты, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подо­печным, так и его родственниками. При необходимости оказывается поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).

Таким образом, в учреждениях отечественной пенитенциар­ной системы в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих уч­реждений. Вопрос создания подобного рода службы или введения в штат исправительных учреждений социальных работников или социальных педагогов остается дискуссионным, хотя в большин­стве развитых стран он уже решен положительно.