logo
МТРСП

Тема 36. Технология проектирования деятельности социального педагога.

Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах це­ленаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Выделяют несколько типов социального проектирования. Поисковое проектирование. Создание модели будущего состоя­ния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта —> построение «древа проблем» с учетом извест­ных закономерностей объекта развития —> построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В дея­тельности социального педагога подобный вид проектирования часто встречается при преодолении какого-либо межличностного конфликта, проблемы, задачи (например, решение задачи орга­низации горячего питания для детей из малоимущих семей; раз­решение конфликта «ребенок—учитель»; разработка конкретного механизма проведения рейда «Подросток» и т.п.).

Алгоритм социально-педагогического проектирования включает следующие этапы:

1. Подготовительная работа:

- анализ объекта проектирования (что именно мы проектиру­ем: систему, процесс или ситуацию; стратометрическое построе­ние: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев, структур, подсистем);

- выбор формы проектирования;

- теоретическое обеспечение проектирования (поиск информа­ции о работе подобных объектов в других местах; об опыте проекти­рования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций);

- методическое обеспечение проектирования (создание инст­рументария: схем, образцов документов и т.д.);

- пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время);

- материально-техническое обеспечение проектирования;

- правовое обеспечение проектирования.

2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. (Си­стемообразующий компонент — тот, который способен объеди- 1 нять все другие компоненты в целостное единство, целенаправ-лять их и стимулировать развитие. Он определяется так: следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответ­ствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-след­ственной зависимости, и уяснить суть этой зависимости.) Уста­новление связей и зависимостей компонентов.

3. Написание проекта.

4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проекта (самопроверка). Экспертная оценка проекта.

5. Корректировка проекта.

6. Принятие решения об использовании проекта.

7. Оценка результатов. Подведение итогов.