logo search
МТРСП

Тема 18. Методика диагностики личности и окружающей его микросреды.

Под микросредой понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интере­сами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-ха­рактеристика жизненного пространства семьи и т. п.) и диагнос­тику микросреды личности (Карта обследования жизненного про­странства ребенка).

Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы:

  1. Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?

  2. На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?

  3. Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?

  4. В чем возможности изменения социально-педагоги­ческой ситуации развития ребенка?

  5. Кто и что должен делать?

  6. Какими путями, средствами, методами?

  7. Каков возможный результат (прогноз развития ре­бенка) при использовании методов профилактики и кор­рекции либо их отсутствии?

Таким образом, предметом комплексной диагностики является постановка психолого-педагогического диагно­за, который должен подтвердить либо опровергнуть на­личие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим со­стоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптиму­ма).

Целью комплексной диагностики является раннее вы­явление признаков и проявлений социально-педагогичес­кой запущенности детей

Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить принципы построения ее методов: объективность, предупрежде­ние предвзятости; выявление доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; ди­агностика целостной индивидуальности, единство изуче­ния ребенка и социальной среды, необходимость, доста­точность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество .с ребенком, его изучение в процессе деятельности и об­щения.

Диагностически значимые признаки социально-педаго­гической запущенности детей (у обеих возрастных групп):

  1. нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

  2. низкий социальный статус, проявляющийся в не­приятии сверстниками, отверженными родителями, и об­струкции педагогов;

  3. трудности и неспешность в деятельности (игровая, учебная и др.), связанные с дисгармониями развития со­циально-педагогического генеза;

  4. неадекватное поведение в социальных ситуациях;

гиперсоциализированность и авторитарность педа­гогов и родителей.

Подавляющее большинство диагностических признаков связаны с характеристикой социально-педагогической ситуации ребенка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимодействии с социальной мик­росредой и предметным миром.

Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания. Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, «...чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию».  Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

Диагностика семейного воспитания

В книге "Его величество ребенок" А.И. Баркан привела интересный материал для распознания типа воспитания детей в семье по популярной методике "Рисунок семьи". Данные дополнения будут существенным подспорьем практическим работникам в интерпретации детских рисунков.           По методике "Рисунок семьи"

Наиболее часто встречающиеся варианты рисунков при различных типах воспитания детей.

1. "Кумир семьи"

При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими красками, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения. На этом фоне кумир выглядит как будто праздник среди будней.

  2. "Гиперопека"

    Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда ребенок на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

3. "Гипоопека"

          При этом типе воспитания ребенок чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг "забывает" среди всех нарисовать себя. А на вопросы: "Где ты?", "Почему забыл?" – придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: "В детском саду", "Гуляю во дворе", "Учительница задержала в школе".           Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...           Когда ребенок все-таки рисует свою семью полностью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя свою семью полностью, себя ребенок размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия-отсутствия его среди других.           Довольно часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других, даже тогда, когда эти "другие" реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя ж ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.           4. "Безнадзорность"

Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов – словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.           5. "Воспитание по типу "Золушки

При этом типе воспитания ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата или той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он – или в центре, в окружении родных, или же – первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда от что-то делает. И если даже "Золушка" во сто крат лучше его делает какие-то задания, родители не придают "ее" заданиям особого значения. При этом типе воспитания ребенок не умеет и не в силах скрыть его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаич-нее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя Ваш анализ и трактовку данного рисунка.           6. "Ежовые рукавицы"

При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет "нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих "рукавицах". Зато себя ребенок окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае не раскрывает истинной причины.           При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно занижен.           Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в "ежовых рукавицах", изображен им с необычно большим ртом чаще всего раскрытым или с огромными когтистыми руками.           Когда ребенок доведен родителями буквально до белого каления таким типом воспитания и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет "позабыть" нарисовать "мучителя", то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх.           Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.           7. "Воспитание по типу повышенной моральной ответственности"           На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей всего лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно также, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить, хотя бы на это часть нашего внимания.           Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высвечивает в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный – своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

8. "Воспитание "в культе болезни"

  И на рисунке культ всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже, несмотря на то, что это – всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует ребенок. И Вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как при гиперопеке – ребенок на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто постоянно ухаживает за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто дети даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее– постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, "больной" предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами.           9. "Воспитание по типу "кронпринца"

  "Кронпринцы" первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем "кронпринц" обычно на рисунке изображает самого себя, играющим с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким "кронпринцем" его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда "кронпринцы" "заменяют" рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами.           10. "Противоречивое воспитание"

Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего "группирует" отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему "мешает", обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде "буфера" рисует своих бабушек и дедушек, даже тогда, когда их уже нет в живых.           11. "Смена образцов воспитания"

Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет.           При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно "забывает" нарисовать его сре-ди родных, или, изображая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из до-ма навсегда уходит папа, ребенок еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца. Наверное, он просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось возвратить и сделать его снова настоящим.