logo search
kozhevnikova_posobie_po_sots

Факторы, определяющие развитие личности.

Споры, о том, что в большей степени влияет на сущность человека – биологические или социальные факторы ведутся уже давно. У сторонников биологизаторской концепции и социологизаторов есть аргументы в защиту своих подходов.

Становление личности зависит от того, какие факторы и в какой мере оказали не нее наибольшее влияние, какой сплав качеств получился в результате их воздействия. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают следующие факторы:

Наличие этих факторов говорит о том, что личность – это не законченная данность, она непрерывно развивается, Мировоззрение, воля и характер личности позволяют ей осознавать себя, критически относится к воздействию общества и сознательно подходить к поддержанию своего здоровья, накапливать и использовать собственный опыт. Под воздействием этой совокупности факторов происходит формирование личности, неповторимого, индивидуального «Я».

Различают несколько граней «Я»:

Личность является носителем индивидуальных и типичных характеристик. Они выражают определенный тип личности – совокупный портрет общества (типичный средневековый человек верил в Бога; типичный современный человек должен владеть компьютерной грамотностью). За всю историю человечества в общественном сознании неоднократно менялось представление о наиболее предпочтительных чертах личности. В двух крупнейших цивилизациях мира – восточной и западной – ложились сильно отличающиеся типы личностей. В западной модели личность понимается как активно действующий, целеустремленный индивид, полагающийся на собственные силы и рационально строящий свою жизнь. В восточной культуре личность- часть коллектива или общины, зависящая в своем выборе от них, выполняющая обязанности, прежде всего по отношению к государству и родителям и семье.

Формируя предпочтительный тип личности, общество задает определенный ракурс развитию человека.

Взаимоотношения личности и общества.

В науке существуют различные концепции взаимоотношений личности и общества. Не только социологи, но и психологи, и философы пытаются раскрыть тайны систем «я» и другие, «человек и общество». Человек предстает в этих концепциях как существо, страдающее или инициативное, пассивное или творческое, конфликтующее, отстаивающее свои права или отступающее перед натиском агрессивной среды, волевое или безвольное. Несмотря на полярность этих характеристик все они верны. Потому что взаимоотношения личности и среды нельзя воспринимать как застывшие, раз и навсегда установленные. Это непрекращающийся процесс изменения, развития, приспособления. По мысли Э. Дюркгейма, инициатива в этом процессе всегда исходит от общества. Общество, консолидируя взаимодействующих индивидов и обобщая их опыт, формирует правильную модель поведения, которую личность должна принять как свою. Тем самым оно оказывает давление на личность, лишая ее свободы. Личность в рамках такой модели рассматривается как пассивный потребитель тех норм и ценностей, которые общество таковыми считает. Поскольку ведущая роль принадлежит обществу, оно не в состоянии учитывать интересы каждого индивида. В этой модели теряется неповторимость и уникальность конкретной личности, не учитывается ее избирательное отношение к предложениям общества. Такой подход был принят в ранних типах обществ, где инициатива личности была сведена к минимуму, а развитие происходило за счет случайных изменений.

По мнению М.Вебера, индивид – активное действующее начало общества, он строит отношения с окружающими на основе инициативного поиска удовлетворяющих его форм жизни. Конкретная личность автономна в том, что «примеряет» на себя предлагаемые обществом варианты, соглашается с ними или отвергает, вносит предложения по изменению. В действиях отдельного человека проявляется специфика его личности. Он зависим от общества, соотносит свои действия с его требованиями, но и общество признает за индивидом право на самый важный вид творчества – созидание своей жизни.