logo
kozhevnikova_posobie_po_sots

Объект и предмет социологии.

Исторически социология как наука возникла в пограничных областях человеческого знания и в течение значительного периода не могла высвободиться от влияния породивших ее наук – философии, права, экономики. Поэтому выделение объекта и предмета социологии было долгое время затруднено.

Правильный выбор объекта и предмета исследования для социологии имеет фундаментальное значение. С одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой выступает фактором, который определяет средства и методы изучения и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе.

Объектом науки является область окружающей действительности, которая находится в центре исследовательского поиска.

Предмет науки – это свойства, аспекты, признаки, характеристики объектов исследования.

Метод науки – это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.

В отношении объекта социологического познания шли и идут научные дискуссии как среди зарубежных, так и среди отечественных социологов, которые в основу определения ставят то или иное центральное понятие. Так, бывший президент международной социологической ассоциации И. Валлерстайн утверждает, что социология должна изучать геоэкономические, геополитические и социокультурные процессы и оперировать такими понятиями, как «равновесие систем», «геокультура». В работах французского социолога П. Бурдье и польского ученого П. Штомпки доказывается необходимость изучения «социального поля», «социального пространства» и логики развития общества.

В отечественной литературе сформировалась точка зрения, что ключевой категорией социологии является социальная общность (Ядов В.А., 1990). Ж. Т. Тощенко полагает что, прежде чем сформироваться этим общностям, они, в свою очередь, должны состоять из личностей, приводящих в движение эти социальные ансамбли.

Широко распространен в отечественной социологи подход к построению ее объекта с позиции категории «социальное».

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни (Г. В. Осипов). Здесь социальное событие или явление трактуется как результат воздействия на поведение одного человека или группы другого индивида или группы независимо от того, имеются ли между ними непосредственные социальные отношения. В этой концепции основными объектами социологии выступают социальные взаимодействия, социальные отношения и формы их организации.

Гораздо сложнее обстоит дело с предметом и предметной областью социологии, так как они конструируются, «творятся» познающим сознанием исследователя. Представители «классической социологии» стремились однозначно определить, что должна изучать социология. Для «отца социологии» О. Конта, социология, прежде всего – положительное знание о социальных явлениях, позволяющее научно обосновать политическое управление обществом. Э. Дюркгейм видел суть социологии сквозь призму «социальных фактов» как продуктов коллективного взаимодействия в разнообразных формах. С точки зрения М. Вебера, центральный предмет научной социологии – это «социальное поведение». Оно толкуется как внешне или внутренне осознаваемая и выражаемая позиция, обеспечивающая либо совершение действия, либо отказ от него. В отличие от индивидуального, социальное поведение индивида всегда сопряжено с поведением окружающих людей.

Предметом социально-философских исследований К. Маркса была капиталистическая общественно-экономическая формация и капиталистический способ производства, соответствующая им социально-классовая структура, а также механизмы и тенденции ее функционирования и развития.

В XX в. благодаря интенсивному развитию социологических теорий и исследований была достигнута органическая взаимосвязь объекта, предмета и методов социологии. Известный социолог П.А. Сорокин считал, что предметом социологии выступает совокупность взаимодействующих людей, образующих общество, а единицей анализа можно рассматривать социальный статус (позицию индивида) в нем, так как именно статус определяет действия людей.

Классик американской социологии XX в. Т. Парсонс исходил из того, что исследовательской единицей для социолога является индивидуальное действие, а предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества.

Такие ученые, как У. Томас, Ф. Знанецкий, П. Лазарсфельд , Э. Шилз, Г. Блумер, Э. Гидденс, Р. Мертон, а также российские исследователи

А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов, разрабатывали и применяли на практике оригинальные методики эмпирических исследований, связывая предмет социологии с реальными проблемами, изучаемыми эмпирическим путем. Г.В. Осипов определяет социологию как науку об общих и специфических социальных законах развития и функционирования социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, общности и социальных институтов.

Изучение сознания и поведения людей переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. По мнению Ж.Т. Тощенко, предмет социологии как науки включает в себя: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.

Наибольшей популярностью в современной науке пользуется представление о том, что предметом социологии выступают устойчивые формы социальных взаимодействий людей – отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, изучаемые на основе социальных фактов.

Таким образом, представления о предмете и объекте социологии изменяются по мере развития общества и науки.