Виды социальных групп.
В зависимости от характера социальных связей группы бывают первичные и вторичные; малые и большие.
Первым на наличие первичных малых групп указал Ч.Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (любовь, негодование, честолюбие) Ч.Кули обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции- (межличностный контакт).
Под первичной группой современные социологи понимают малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников утилитарной ценности, чем и привлекательны. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности. Индивиды в такой группе тесно взаимосвязаны и ориентированы на общение, а не на поставленную цель. К первичным группам относятся семья и дружеский коллектив. Первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентаций, нравственных принципов, вкусов, предпочтений.
Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Вторичная группа сможет быть большой и средней (ЗИЛ, МГУ) и малой (кафедра, отдел, бригада). Вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основа вторичной группы – рациональный расчет, социальные контакты носят безличный, утилитарный характер. Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций.
Малыми называются группы, отношения в которых складываются на основе непосредственных (прямых) контактов. Члены малой группы лично знакомы друг с другом, их численность не превышает 25-30 человек. Это- важное условие прямого взаимодействия, личного знакомства. К малым группам относятся семья, друзья, заводская бригада, кафедра в вузе.
Большими называются социальные группы, взаимодействие в которых осуществляется по преимуществу опосредованно. К ним относятся заводской коллектив или студенты одного вуза. Большие группы всегда являются вторичными. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Именно в больших социальных группах (этнических, профессиональных, городских и др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. Сложной проблемой является интеграция больших групп. Принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет образец высокоинегрированной общности. С другой стороны можно привести пример высокоинтегрированых больших социальных групп, например, нации, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа. Интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и др. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая – по более сложной, многоступенчатой:
-
Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология – (единые представления о целях, путях развития) во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту.
-
Эффективный групповой контроль за выполнением общегрупповых целей может осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.) В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая направленность малой группы.
Также выделяются:
-
социальные группы, образованные по аскриптивному признаку (приписанному от рождения): расовые, этнические, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы;
-
статусные (и профессиональные) группы возникающие в результате социального разделения труда: рабочий класс, крестьянство, инженерно-технические работники, учительство, чиновничество, предприниматели и др.;
-
целевые группы (организации) –группы организованные для решения тех или иных задач- хозяйственных, научно-исследовательских, политических, просветительских и др. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.
- Тема №1 Социология как наука. Специфика социологического метода
- Объект и предмет социологии.
- Место социологии среди других наук.
- Структура социологической теории.
- Функции социологии.
- Контрольные вопросы:
- Возникновение теоретической социологии
- Классическая социология начала XX века
- Современная зарубежная социология
- Социологическая мысль в России
- Контрольные вопросы:
- Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.
- Сущность социального действия.
- Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
- Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Факторы, определяющие развитие личности.
- Социальный статус личности.
- Социальная роль.
- Ролевые конфликты личности.
- Социализация личности.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Формы культуры.
- Основные элементы культуры.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Нормы в механизме социальной регуляции
- Санкции как элемент социального контроля
- Социальные отклонения и отношение к ним общества
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Процесс институционализации и его социальные последствия
- Многообразие социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Изменение социальных институтов
- Условия и предпосылки возникновения организаций.
- Формальная организация.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Структурные уровни общества.
- Исторические типы общества.
- Развитие общества.
- Ключевые понятия: