logo
kozhevnikova_posobie_po_sots

Функции и дисфункции социальных институтов

Функция социального института- это та польза, которую он приносит обществу:

Если вместо пользы институт приносит обществу вред, то такое действие называется дисфункцией. К примеру, если институт образования не справляется со своей функцией готовить развитых специалистов, то функция превращается в нежелательную для общества, группы дисфункцию. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества.

Социологи различают явные, т.е. официально заявленные и осознаваемые и латентные, т.е. скрытые, не объявленные функции:

Явными, самоочевидными функциями института высшего образования выступает обучение молодежи использованию на практике социальных ролей, а также принятию распространенных в обществе ценностных ориентаций, норм морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства путем получения высшего образования в системе социальной стратификации данного общества. Поэтому латентные функции, являясь побочным эффектом деятельности конкретного социального института, могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. дисфункциями. В качестве положительного примера действий латентных функций можно привести фактор официального введения безработицы в России. Одним из общественно-полезных результатов этой акции было повышение уровня конкурентоспособности выживших на рынке предприятий, во многом благодаря тому, что молодые рабочие стали повышать свою квалификацию, получать второе специальное образование и т.п. При создании рынка труда в начале 90-х г. государством явно это задача не ставилась.