Функции и дисфункции социальных институтов
Функция социального института- это та польза, которую он приносит обществу:
-
первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. воспроизводство поколений людей, создание средств существования, выработка новых знаний и технологий и т,д.;
-
функция социализации людей выполняется почти всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей) и поэтому является универсальной;
-
наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия);
-
некоторые из институтов выполняют функцию «стабилизаторов» общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают культуру: это относится к институтам церкви и религии;
-
внутри каждого социального института можно выделить ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. Например, в институте семьи можно выделить подфункцию сексуального регулирования, репродуктивную подфункцию, подфункцию социализации, эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную, экономическую подфункции;
-
функции социальных институтов со временем изменяются, Так, принадлежавшая ранее церкви функция образования и социальной помощи нуждающимся приняло на себя современное государство. Однако в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и социальной работой.
Если вместо пользы институт приносит обществу вред, то такое действие называется дисфункцией. К примеру, если институт образования не справляется со своей функцией готовить развитых специалистов, то функция превращается в нежелательную для общества, группы дисфункцию. Увеличение дисфункций в деятельности социальных институтов приводит к социальной дезорганизации общества.
Социологи различают явные, т.е. официально заявленные и осознаваемые и латентные, т.е. скрытые, не объявленные функции:
-
явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах и закреплены в системе статусов и ролей;
-
латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, официально стремилось укрепить позиции института семьи и брака, повысить его роль в переходном обществе. На самом деле в стране резко выросло число разводов, расцвела проституция, возникло так называемое «социальное сиротство». Таковы результаты латентных функций деятельности государства. Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – что из этого получилось.
Явными, самоочевидными функциями института высшего образования выступает обучение молодежи использованию на практике социальных ролей, а также принятию распространенных в обществе ценностных ориентаций, норм морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства путем получения высшего образования в системе социальной стратификации данного общества. Поэтому латентные функции, являясь побочным эффектом деятельности конкретного социального института, могут быть как позитивными, так и негативными, т.е. дисфункциями. В качестве положительного примера действий латентных функций можно привести фактор официального введения безработицы в России. Одним из общественно-полезных результатов этой акции было повышение уровня конкурентоспособности выживших на рынке предприятий, во многом благодаря тому, что молодые рабочие стали повышать свою квалификацию, получать второе специальное образование и т.п. При создании рынка труда в начале 90-х г. государством явно это задача не ставилась.
- Тема №1 Социология как наука. Специфика социологического метода
- Объект и предмет социологии.
- Место социологии среди других наук.
- Структура социологической теории.
- Функции социологии.
- Контрольные вопросы:
- Возникновение теоретической социологии
- Классическая социология начала XX века
- Современная зарубежная социология
- Социологическая мысль в России
- Контрольные вопросы:
- Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.
- Сущность социального действия.
- Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
- Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Факторы, определяющие развитие личности.
- Социальный статус личности.
- Социальная роль.
- Ролевые конфликты личности.
- Социализация личности.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Формы культуры.
- Основные элементы культуры.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Нормы в механизме социальной регуляции
- Санкции как элемент социального контроля
- Социальные отклонения и отношение к ним общества
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Процесс институционализации и его социальные последствия
- Многообразие социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Изменение социальных институтов
- Условия и предпосылки возникновения организаций.
- Формальная организация.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Структурные уровни общества.
- Исторические типы общества.
- Развитие общества.
- Ключевые понятия: