logo
kozhevnikova_posobie_po_sots

Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки и др.

Отличительные черты:

Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (авторитет, территория, властные права, полномочия, голоса избирателей и др.). Основа соперничества:

  1. стремление отстранить, подчинить, уничтожить соперника;

  2. отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя, властью и др.;

  3. подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность), сила проявления которых зависит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

Конкуренция – соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим, например, конкуренция претендентов на должность, политических партий на власть в государстве). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (конкурс при приеме в вуз).

Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции – добиться признания третьими своих усилий, т.е. добиться предпочтения. Однако, некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, гражданская война, физическое устранение противника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт.

Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны:

К. Маркс считал конфликты локомотивами истории, «повивальной бабкой истории», решительно разрешающей противоречия социальной жизни, осуществляющей коренные преобразования социальных связей и тем самым открывающей путь быстрому развитию производительных сил и общественных отношений. При этом, чем решительнее форма разрешения конфликта, порождением которого является социальная революция, в ходе которой конфликт достигает своего апогея, чем последовательнее уничтожаются старые традиции, тем быстрее идет общество вперед.

Другие мыслители, подводя итоги череды французских революций XVIII-XIX веков, русских революций XX в., анализируя более свежие события –социалистические революции в странах Восточной Европы после второй мировой войны, исламская революция в Иране и т.д. усматривают в любых революциях преимущественно деструктивное начало, что приводит к неправильной оценке конфликта вообще.

Утверждается, что история социальной эволюции свидетельствует о том, что все фундаментальные и прогрессивные процессы – результат развития знания, солидарности, а не ненависти и жестокости- неизбежных атрибутов любой революции.

«Революция есть худший способ улучшения политических и духовных условий жизни масс… Революции скорее… не увеличивают, а сокращают все базовые свободы, не улучшая, а скорее ухудшая экономическое и культурное положение рабочего класса. Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»

( Питирим Сорокин).

Как уже отмечалось, любое сотрудничество может со временем не устроить одну из сторон и перерасти в конфликт. Следовательно, возникновение конфликта – это свидетельство не патологии той или иной системы социальных взаимодействий, а ее естественного развития, источник новых качественных изменений. Конфликты возникают неизбежно, являясь свидетельством роста социального организма. Именно конфликты несут в себе заряд обновления системы социальных взаимодействий- кредо конфликтологического направления современной социологической мысли (Р.Дарендорф, Л.Козер). Признавая неизбежность конфликта, Л.Козер сравнивает его со страховочным клапаном, который позволяет своевременно произвести необходимые реформы, преобразования, повышающие адаптационные способности социального организма к окружающей среде. Тем самым за счет определенных преобразований сохраняется целостность социальной системы. Но конфликт – это очень острое оружие. В умелых руках оно лечит, а в неумелых скорее разрушает, дезорганизует. Суть современного отношения к конфликтам высказал Р.Дарендорф, указывая, что конфликт является отцом всех вещей, т.е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной. В рациональном обуздании социальных конфликтов одна из центральных задач политики.

Исторический опыт свидетельствует:

1.если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, именно конфликт становится фактором, как правило, конструктивных изменений, способствует установлению новых норм, критериев взаимоотношений, которые устаивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий.

2. если конфликтующие стороны идут на обострение своих отношений, рассматривая друг друга как непримиримых антагонистов, то подобные конфликты имеют, как правило, огромные разрушительные последствия (разрушается семья, гражданские войны уничтожают накопленные обществом ресурсы, вымываются целые социальные слои и др.).

Правда, истории известны случаи, когда разрешение конфликта, приобретшего разрушительные формы, приводило к созданию благоприятных условий для быстрого развития всего общества (война между Севером и Югом в США). В данном случае созидательный потенциал конфликта, несмотря на жертвы, превысил его разрушительные последствия.

Но чаще гражданские войны, смуты отбрасывали общество назад.

3. Никто не может предсказать, что перевесит – созидательный импульс или разрушительное начало конфликта. Это обнаруживается, как правило, постфактум. Рационально просчитать все последствия конфликта и управлять им в соответствии со своими планами невозможно.

Для компромиссного разрешения конфликта необходимы две основные группы условий:

  1. ценностные условия (если конфликтующие стороны считают высшей ценностью, приоритетом избегание острых форм разрешения конфликта, неприемлемость гражданской войны, единство семьи и т.д., то каким бы острым не был конфликт, он , как правило, может избежать той формы, которая приводит к разрушительным последствиям); признание конфликта как такового, чтобы можно было вести переговоры;

  2. работа в области предупреждения и разрешения конфликта. Конфликт- это часть социальной жизни, конфликты неизбежны .Необходима разработка процедур, которые помогают в их разрешении (например, в некоторых семьях не принято вмешивать детей в конфликт родителей, парламентская форма борьбы, институализация конфликтов между рабочими и предпринимателями – создание отраслевых профсоюзов).

Стадии конфликта:

1.предконфликтная – накопление и обострение противоречий, социальная напряженность (фрустрация), неудовлетворенность, нарастание угроз;

2. конфликтная – острые разногласия, открытое противоборство (забастовки, голодовки, саботаж);

3. послеконфликтная – тенденция к нормализации, компромисс, переговоры, полное разрешение конфликта.

По отношению к конфликту можно занимать позиции:

Методы разрешения социального конфликта:

  1. разрешение – заключительная стадия конфликтного процесса, осуществляется через изменение объективной ситуации, либо путем психологической перестройки субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Разрешение возможно:

  1. компромисс – реализация интересов взаимных уступок;

  2. переговоры – механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существуют взаимосвязь и расхождение интересов;

  3. прямой диалог;

  4. применение силы – власти, закона, традиции (когда стороны уверены в том, что способны навязать оппоненту свое решение);

  5. отступление – умение своевременно отступить есть признак высокой культуры конфликтного поведения.

Отношения влияния и власти.

М. Вебер определил власть как способность субъекта навязывать свою волю другим даже в случае их сопротивления. Власть признается универсальным средством обмена: наделенный ею человек способен получить многие ценности.

Влияние предполагает учет одним человеком мнения другого при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, а значит, признание значимым для себя мнения этого человека, этой профессии. Влияние – переходная к власти форма взаимодействия.

Власть –такое взаимодействие, при котором один субъект способен тем или иным образом вызвать в поведении других изменения (уступки), желательные для него, даже в тех случаях, когда этого не желают те, кто должен изменить свое поведение. Власть является формой социальных взаимодействий и в то же время инструментом, обеспечивающим упорядоченный характер этих взаимодействий. Власть гарантирует соблюдение принятых правил игры, норм, упорядоченность действий отдельных индивидов. Власть – инструмент, препятствующий произволу и анархии. В этих целях она наделяется правом ограничения свободы действий отдельных индивидов, обладает силой принуждения. Социологов интересует проблема легитимности власти (признания ее законности), мотивы, которые заставляют одних людей подчиняться другим.

Главное не в том, почему люди борются за власть, упиваются ею, а в том, почему люди подчиняются. Власть есть всегда двустороннее, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, нет и власти. Подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от того, что ожидаемый положительный эффект услуги, которую оказывает властитель, превысит те издержки, которые он несет, подчиняясь распоряжениям властителя.

На чем основано доверие подчиненных к властителю, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь? Мотивация подчинения достаточно сложна. Здесь может быть и страх перед санкциями, долголетняя привычка к повиновению.

М.Вебер выделил три разновидности «легитимных оснований господства»:

1. харизматическое господство – подчинение (эмоциональное поклонение

личности, обладающей особым даром оказывать влияние на людей.

Харизмой обладают пророки, военные герои, вожди);

2. традиционное господство – подчинение, основанное на вере, что власть

священна. Но и властители должны заботиться о своих подчиненных

(традиционной является власть монархов в государстве, передающаяся по

наследству, власть старшего мужчины в патриархальной семье).

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому для с

стабильности демократии, считал М.Вебер полезно сохранение

наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства

многовековыми традициями почитания власти.

3. рационально-легальное господство – подчинение на основе признания

законности, обоснованности властных функций, их необходимости. Этот тип власти распространен в современном обществе: он лежит в основе государства, предприятий и организаций. Права и обязанности властителя и подчиненного при этом оговорены и защищены законами. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам. Данная легитимность характерна для демократических государств. Главный признак легальной легитимности – признание властных распоряжений разумными, обоснованными, так как они соответствуют законам, установленным правилам.

Таким образом, сущность общества предопределяется реализующимися в различных формах (сотрудничества и соперничества, господства и подчинения) социальными взаимодействиями, выступающими строительным материалом человеческой деятельности.