Этнические процессы.
Этнические общности – исторически развивающееся явление. В зависимости от характера развития выделяются два вида этнических процессов – этнообъединительные и этноразделительные. Они сопровождают историю этноса, зачастую приводят к исчезновению одних этносов и появлению других.
Этнообъединительные процессы -это объединение нескольких этносов в одну этническую общность. В древности в результате объединения племен ионийцев, дорийцев, ахейцев и др. возник древнегреческий этнос. Французский возник в результате объединения баварцев, гасконцев, бретонцев, бургундцев и др. В результате этнообъединительных процессов общее число этнических общностей в мире сокращается.
Этноразделительные процессы – процессы разделения этноса на несколько самостоятельных этнических общностей. Древнерусский этнос дал начало – трем восточнославянским народам – русским, украинцам и белорусам. Древние арабы – алжирцам, ливийцам, сирийцам и др.
Одним из вариантов этноразделительного процесса является появление диаспор. Диаспора – (рассеяние) это определенная часть этнической общности, проживающая в иноэтническом окружении, но сохраняющая свою самобытность (элементы культуры и самосознание). Появление диаспор может быть результатом насильственного выселения (депортации) или ненасильственным, в результате действия различных социально-экономических и политических факторов. В XIX в. украинцы стали переезжать в Канаду, сейчас их диаспора одна из самых крупных.
По характеру последствий можно выделить процессы укрепления и ослабления этноса.
Укрепление этноса - процесс усиления в нем социальных связей, интеграции роста этнического самосознания, ответственности перед своим народом. Укреплению этноса могут способствовать внутренние и внешние факторы:
-
внутренние – процессы институционализации, т.е. размежевания функций, выделения лидеров (идеологов), разработки этнических норм и санкций. Особое значение для укрепления этнических общностей имело появление института государства, которое целенаправленно осуществляет регуляцию этнических процессов. Благодаря соединению этноса и государства возникают нации как наиболее сплоченные и интегрированные формы этнических общностей. Нация – это социальная общность, возникшая на этнической основе и отождествляющая себя с государством. Формирование национальных государств происходит в Западной Европе в период позднего средневековья (XIII-XIV в.). Этническое самосознание самое глубокое и на его основе государство формирует собственные идеологические концепции. Однако роль государства в укреплении этнических общностей не следует преувеличивать. Многие народы длительное время не имели собственного государства, например, евреи (государство Израиль было создано в 1948 г.), финны и поляки до 1917 года входили в состав России, украинцы и белорусы получили государственность после распада СССР. К внешним этноукрепляющим факторам можно отнести обогащение этнических общностей за счет усвоения и переработки элементов чужого опыта без отказа от своего – культурное взаимообогащение.
Ослабление этнических общностей - выражается в распаде внутриэтнических связей (дезинтеграция), размывании самосознания, чувства ответственности перед своим народом. Дезинтеграция более интенсивна в периоды социально-экономических, политических и духовных кризисов. Народ отказывается от своих традиций, образа жизни и языка. Так, в СССР представители многих народов предпочитали учить детей в русских школах.
Процессы ослабления этнической общности могут привести к ассимиляции этноса, к утрате собственных этнических признаков и усвоению чужих. Так, в результате османских завоеваний погибла Византия как государство и этническая общность.
Разновидностью этнических процессов являются этнические конфликты. Этот тип социального конфликта – один из наиболее сложных и трудно поддающихся разрешению. Он может длиться столетиями, переходить из явной формы в латентную, затухать и опять разгораться. Россия в последнее время столкнулась с подобными конфликтами на Кавказе. Особенности этнических конфликтов:
-
древнейшая форма социальных конфликтов, связанная с родоплеменным сознанием, когда родной народ наделялся всевозможными добродетелями, в то время как чужой – всеми пороками;
-
собственная этничность не является для человека результатом свободного выбора. Этническая социализация протекает неосознанно, во многом стихийно. Человек усваивает этнические нормы как естественные и единственно возможные. Это значительно повышает эмоциональную насыщенность этнических конфликтов и тем самым осложняет его разрешение;
-
в этнический конфликт, как правило, вовлекаются другие структурные элементы социальной реальности, его невозможно обнаружить в чистом виде. В нем переплетаются различные факторы: негативное историческое наследие, религиозные различия, экономические и политические интересы социальных групп и криминальных структур.
Причины этнических конфликтов.
Конкретно-исторические:
-
территориальные (столкновение по поводу спорной территории);
-
исторические (память о прошлых обидах и притеснениях);
-
экономические (борьба за экономическое господство, рынки сбыта, сырье и ресурсы);
-
политические (претензии на власть, изменение соотношения сил в мире или в государстве);
-
социокультурные (навязывание одним народом другому собственных традиций и языка, образа жизни). Как правило, в конкретном этническом конфликте переплетаются причины различного рода.
По формам (способам ) осуществления:
-
ненасильственный (невооруженный) конфликт – этническая напряженность, например в Карачаево – Черкесии, выражается в митингах и демонстрациях протеста, где сталкиваются этнические группировки карачаевцев, черкесов и русскоязычной диаспоры.
-
насильственный- вооруженный, например, баскские сепаратисты и государственные силы в Испании и др.
По субъектам (участникам):
-
конфликт между однопорядковыми субъектами (участники относятся к одному уровню социальной структуры). Например осетино-ингушский конфликт в РФ или конфликт англо и франко –канадцев по поводу государственного статуса канадской провинции Квебек;
-
между разнопорядковыми субъектами, например чеченский конфликт, с одной стороны Российское государство, а с другой чеченские вооруженные группировки.
По целям участников:
-
сепаратистский конфликт, направленный на отделение какой-то части территории от государства и создание собственной государственности (конфликт вокруг Приднестровья);
-
автономистский конфликт направлен на создание автономии, не разрушающей целостности государства. Например, разнообразные этнические движения в Индии;
-
антииммигрантский конфликт, направленный против массового въезда в страну представителей других народов( антитурецкие выступления в Германии, выступления против лиц кавказской национальности).
Этнические конфликты легче предупредить, чем преодолеть. Предотвращение этнических конфликтов требует усилий со стороны властей и народов, втягиваемых в противостояние. Самое главное – вовремя заметить возможность его возникновения. Для этого следует постоянно изучать отношения между народами и прогнозировать варианты их развития. Одним из способов профилактики является повышение уровня образования и культуры народа, расширение знаний о других народах и их культурах.
Контрольные вопросы:
-
Что понимается под социальной общностью?
-
Что заставляет людей объединяться в социальные общности?
-
Чем определяется многообразие социальных общностей?
-
Почему масса является мнимой социальной общностью?
-
В чем различия между массой и толпой?
-
Что характерно для поведения человека в толпе?
-
Что такое социальные группы и как они классифицируются?
-
Каковы признаки первичной и вторичной социальных групп?
-
Имеется ли в вашей группе неформальный лидер?
-
Каковы основные признаки этнической общности?
-
Какие вы знаете виды этнических процессов?
-
Назовите особенности и причины этнических конфликтов.
- Тема №1 Социология как наука. Специфика социологического метода
- Объект и предмет социологии.
- Место социологии среди других наук.
- Структура социологической теории.
- Функции социологии.
- Контрольные вопросы:
- Возникновение теоретической социологии
- Классическая социология начала XX века
- Современная зарубежная социология
- Социологическая мысль в России
- Контрольные вопросы:
- Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.
- Сущность социального действия.
- Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
- Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Факторы, определяющие развитие личности.
- Социальный статус личности.
- Социальная роль.
- Ролевые конфликты личности.
- Социализация личности.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Формы культуры.
- Основные элементы культуры.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Нормы в механизме социальной регуляции
- Санкции как элемент социального контроля
- Социальные отклонения и отношение к ним общества
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Процесс институционализации и его социальные последствия
- Многообразие социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Изменение социальных институтов
- Условия и предпосылки возникновения организаций.
- Формальная организация.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Структурные уровни общества.
- Исторические типы общества.
- Развитие общества.
- Ключевые понятия: