Факторы, определяющие развитие личности.
Споры, о том, что в большей степени влияет на сущность человека – биологические или социальные факторы ведутся уже давно. У сторонников биологизаторской концепции и социологизаторов есть аргументы в защиту своих подходов.
Становление личности зависит от того, какие факторы и в какой мере оказали не нее наибольшее влияние, какой сплав качеств получился в результате их воздействия. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают следующие факторы:
-
биогенетические задатки – (общее развитие внутренних органов, влияющее на состояние здоровья, темперамент и тип нервной системы, развитие слуховых и зрительных рецепторов);
-
социальные факторы – (среда, конкретные условия жизни, деятельность социальных институтов, принятые в обществе ценности, нормы, традиции, обычаи). Научно доказано, что социальные факторы формирования личности более весомы, но без достаточных биологических предпосылок они не могут привести к образованию полноценной личности. Для того, чтобы личность состоялась необходимо как минимум наличие развитого мозга;
-
психосоциальные качества – формируются в процессе индивидуальной социализации. Эти качества определяют внутреннее социальное содержание личности- духовные потребности, систему мотивов деятельности, определенную направленность и способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний и основу формирования убеждений, ценностных ориентаций и мировоззрения.
Наличие этих факторов говорит о том, что личность – это не законченная данность, она непрерывно развивается, Мировоззрение, воля и характер личности позволяют ей осознавать себя, критически относится к воздействию общества и сознательно подходить к поддержанию своего здоровья, накапливать и использовать собственный опыт. Под воздействием этой совокупности факторов происходит формирование личности, неповторимого, индивидуального «Я».
Различают несколько граней «Я»:
-
физическое «Я», ощущение человеком своего тела;
-
социальное «Я» - ощущение себя носителем социальных ролей и функций, выполнение обязательств перед другими людьми - семьей, друзьями и обществом;
-
психологические «Я»- восприятие собственных черт характера, мотивов поведения и способностей, душевных переживаний;
-
самооценка (положительная или отрицательная) самоотношение и самоощущение, смысл, которым человек себя наделяет. Самооценка формируется на основе соотнесения своих действий с требованиями общества. Осознание собственных достоинств или недостатков – основа самооценки.
Личность является носителем индивидуальных и типичных характеристик. Они выражают определенный тип личности – совокупный портрет общества (типичный средневековый человек верил в Бога; типичный современный человек должен владеть компьютерной грамотностью). За всю историю человечества в общественном сознании неоднократно менялось представление о наиболее предпочтительных чертах личности. В двух крупнейших цивилизациях мира – восточной и западной – ложились сильно отличающиеся типы личностей. В западной модели личность понимается как активно действующий, целеустремленный индивид, полагающийся на собственные силы и рационально строящий свою жизнь. В восточной культуре личность- часть коллектива или общины, зависящая в своем выборе от них, выполняющая обязанности, прежде всего по отношению к государству и родителям и семье.
Формируя предпочтительный тип личности, общество задает определенный ракурс развитию человека.
Взаимоотношения личности и общества.
В науке существуют различные концепции взаимоотношений личности и общества. Не только социологи, но и психологи, и философы пытаются раскрыть тайны систем «я» и другие, «человек и общество». Человек предстает в этих концепциях как существо, страдающее или инициативное, пассивное или творческое, конфликтующее, отстаивающее свои права или отступающее перед натиском агрессивной среды, волевое или безвольное. Несмотря на полярность этих характеристик все они верны. Потому что взаимоотношения личности и среды нельзя воспринимать как застывшие, раз и навсегда установленные. Это непрекращающийся процесс изменения, развития, приспособления. По мысли Э. Дюркгейма, инициатива в этом процессе всегда исходит от общества. Общество, консолидируя взаимодействующих индивидов и обобщая их опыт, формирует правильную модель поведения, которую личность должна принять как свою. Тем самым оно оказывает давление на личность, лишая ее свободы. Личность в рамках такой модели рассматривается как пассивный потребитель тех норм и ценностей, которые общество таковыми считает. Поскольку ведущая роль принадлежит обществу, оно не в состоянии учитывать интересы каждого индивида. В этой модели теряется неповторимость и уникальность конкретной личности, не учитывается ее избирательное отношение к предложениям общества. Такой подход был принят в ранних типах обществ, где инициатива личности была сведена к минимуму, а развитие происходило за счет случайных изменений.
По мнению М.Вебера, индивид – активное действующее начало общества, он строит отношения с окружающими на основе инициативного поиска удовлетворяющих его форм жизни. Конкретная личность автономна в том, что «примеряет» на себя предлагаемые обществом варианты, соглашается с ними или отвергает, вносит предложения по изменению. В действиях отдельного человека проявляется специфика его личности. Он зависим от общества, соотносит свои действия с его требованиями, но и общество признает за индивидом право на самый важный вид творчества – созидание своей жизни.
- Тема №1 Социология как наука. Специфика социологического метода
- Объект и предмет социологии.
- Место социологии среди других наук.
- Структура социологической теории.
- Функции социологии.
- Контрольные вопросы:
- Возникновение теоретической социологии
- Классическая социология начала XX века
- Современная зарубежная социология
- Социологическая мысль в России
- Контрольные вопросы:
- Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.
- Сущность социального действия.
- Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
- Сотрудничество и соперничество как формы социального взаимодействия.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Факторы, определяющие развитие личности.
- Социальный статус личности.
- Социальная роль.
- Ролевые конфликты личности.
- Социализация личности.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Формы культуры.
- Основные элементы культуры.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Нормы в механизме социальной регуляции
- Санкции как элемент социального контроля
- Социальные отклонения и отношение к ним общества
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Процесс институционализации и его социальные последствия
- Многообразие социальных институтов
- Функции и дисфункции социальных институтов
- Изменение социальных институтов
- Условия и предпосылки возникновения организаций.
- Формальная организация.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Мнимые социальные общности.
- Контактные социальные общности.
- Социальные группы.
- Виды социальных групп.
- Этнические общности.
- Этнические процессы.
- Литература:
- Основания социальной стратификации.
- Основные социальные слои общества.
- Социальная мобильность.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Структурные уровни общества.
- Исторические типы общества.
- Развитие общества.
- Ключевые понятия: