logo search
kozhevnikova_posobie_po_sots

Сущность социального действия.

Для того чтобы понять, как происходит формирование общества, необходимо выделить «единицу социальной жизни», изучение которой позволит понять происходящие в нем процессы.

В социологии сложилось два подхода в решении проблемы об исходном элементе социальной жизни, получившие название социологического реализма и социологического номинализма.

Позиция реалистов изложена в учении Э. Дюркгейма, который считал, что исходным элементом является общество, надындивидуальная реальность, не сводимая к простой сумме индивидов. Общество предопределяет поведение и жизнь индивида, предоставляя в распоряжение сложившиеся задолго до его рождения ценности, нормы и традиции.

Выразителем другого подхода стал М. Вебер, полагавший, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид, реализующий свои цели во взаимодействии с другими индивидами. Единичное социальное действие, по М. Веберу, является источником социальности. Любые формы коллективности (государство, общество, культура) – это результат совместной деятельности людей, а не ее начало.

Многие современные социологи предпринимали попытки к логическому объединению этих подходов. Одной из самых удачных из них считается теория индивидуального действия, созданная американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902-1979). Модель единичного действия

Т. Парсонса раскрывает механизм формирования социальных отношений (рис.1).

Нормы, ценности и другие идеи

Деятель с его потребностями Средство 1 Цель

Средство 2

Средство 3

Средство n

Условия ситуации

Рис. 1. Модель единичного действия Т. Парсонса

Первый элемент действия - Деятель с присущими ему потребностями, а также способностями целеполагания, прогнозирования последствий, анализа альтернатив и т.п. Действие побуждается, определяется потребностью Деятеля - это внутренний импульс действия, его энергетический источник.

Второй элемент действия - цель, которая представляет собой ожидаемый Деятелем результат действия, в котором потребность должна найти свое разрешение, а неудовлетворенность снята. При этом цель не есть прямое воплощение потребности. Потребность в знаниях порождает цель деятельности: приобрести книгу, сходить в библиотеку и т.д.

Третий и четвертый элементы действия - это элементы ситуации, в которой Деятель стремится к достижению своей цели: неконтролируемые (неподвластные Деятелю) и контролируемые.

Неконтролируемые элементы ситуации - внешние, не зависимые от Деятеля (по крайней мере в данный момент):

Контролируемые элементы ситуации -это отобранные самим Деятелем средства, методы и тактика действия для достижения цели. Иначе говоря, именно этот элемент ситуации непосредственно обусловлен активностью Деятеля, его желаниями, пристрастиями, жизненными притязаниями, его "Я".

Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Деятель со своими потребностями, конкретными способностями прогнозировать, анализировать, а с другой стороны - ситуация.

Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка, т.е. осмысление Деятелем ситуации и выработка цели, плана своих действий по удовлетворению своих потребностей.

Важнейшей характеристикой социального действия является мотивация, представляющая собой осознание и взвешивание Деятелем потребностей, целей, средств и способов их достижения в конкретных условиях. Это процесс постоянного соотнесения своих потребностей с возможностями, оценки ситуации и ее использования в собственных целях. Система мотивов, которыми руководствуется Деятель, раскрывает смысл его действий.

Именно этот элемент определяет направленность усилий, энергию, которую намеревается применить (и применяет Деятель) ради достижения цели. Энергетическое усилие, не имеющее смысла, который определяет его целенаправленность - не более чем скорлупа, оболочка. Даже рукопожатие становится лишь простым соприкосновением рук, если не призвано выразить (посредством продолжительности, интенсивности) симпатию или, наоборот, неприязнь. Мотивация как сложное духовное явление, определяемое и самой личностью, ее потребностями, и географическими, материальными, технологическими обстоятельствами действия, и принятыми в данном обществе нормами, идеями, образцами подобных действий, становится "демиургом", творцом действий человека. Именно поэтому, говоря о действии, социолог как бы отвлекается от энергетики и концентрирует

внимание на мотивации, ее изменчивости, внутренних противоречиях.

Мотивация в социологии понимается довольно широко и емко. "Мотивом,- писал М.Вебер,- называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия".

Реальная мотивация как смысловое единство, которое мы придаем своим действиям, формируется как осознание и цели, и средств, и тактики ее достижения в конкретных условиях. Мотивация - это не только и не столько непосредственные побуждения, сколько пространный и подвижный сценарий, выражающий репертуар идей, предпочтений, ориентации на ценности, нормы, варианты прогноза последствий и разумные планы действий. Мотивация - это процесс постоянной оценки шансов, отслеживание и реагирование на вновь возникающие, ранее непредвиденные обстоятельства.

Схема Т. Парсонса является универсальной: ее можно использовать для объяснения любых совершаемых людьми действий. Однако не всякое действие является социальным и заслуживает внимания социологии.

Социальное действие – осознанное действие индивида, направленное на достижение цели, влияющее на поведение других индивидов, а также подверженное их влиянию.

Следовательно, социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других и их возможные ответные действия. Таким образом, отличительными чертами социального действия являются:

Знание этих особенностей позволяет объективно анализировать социальные явления.