logo search
kozhevnikova_posobie_po_sots

Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.

Важной предпосылкой формирования социальных факторов стала биологическая предрасположенность человеческого организма к социальной организации жизни:

  1. прямая походка как анатомическая особенность, освобождающая передние конечности и позволяющая использовать их для труда, цепкая рука с противопоставленным большим пальцем, которая может выполнять сложные и тонкие операции. Взгляд направленный вперед, позволяющий видеть в трех направлениях. Сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи;

  2. длительная зависимость от родителей, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и полового созревания, что делает возможным внегенетическую передачу большого объема знаний, навыков, накопленных предыдущими поколениями людей. Социальный опыт не фиксируется в генах. Человек обретает свойственную ему форму существования в социальном мире, в открытом взаимодействии с другими людьми;

  3. сознание – особая присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать мир. В рамках социологии – сознание – лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде.

Отметим также развитый мозг, сложную нервную систему, обусловившие стремительную эволюцию интеллекта, способность к труду.

Говоря о животных, обычно используют категорию – «поведение». Поведение животных регулируется в основном инстинктами, в нем нет осмысленности или целенаправленности. Применительно к человеку категорию «поведение» используют, когда хотят подчеркнуть природную (инстинктивную, индивидуально-психологическую сторону его жизнедеятельности).

В социологии же используют категорию «действие», которая является единицей социального анализа (действие – сознательное усилие, направленное на достижение цели).

Побудительными мотивами осознанных действий человека выступают многообразные потребности. Одна из лучших их классификаций принадлежит А. Маслоу(1908 -1970), известному американскому социальному психологу, который разделил потребности на базисные и производные (метапотребности- справедливость, благополучие, порядок и единство социальной жизни). Метапотребности ценностно равны ( т.е. не подвержены иерархии). Базисные располагаются согласно принципу иерархии, в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

  1. физиологические и сексуальные – воспроизводство, пища, дыхание, физические движения, одежда, жилище, отдых и др.;

  2. экзистенциальные – безопасность существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в постоянстве и регулярности окружающего человека социума, гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и др.;

  3. социальные потребности – в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

  4. престижные потребности – уважение со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке;

  5. духовные потребности – потребность в самовыражении через творчество.

Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые по мере взросления человека и по мере их реализации следуют друг за другом. Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врожденными), три остальных вторичными – приобретенными. Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Голод движет человеком пока он не удовлетворен. Однако «пирамида потребностей» А. Маслоу подвергается серьезной критике – в силу того, что она пытается предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность не может стать актуальной, пока не удовлетворена предыдущая. Отчасти и сам А. Маслоу понимал ограничения своей теории, поскольку в реальности действия человека являются результирующей не одной, а одновременно нескольких потребностей, иерархия которых определяется как культурой общества, так и конкретной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, и, наконец, типом личности, ее приоритетами.

Принципиально важной предпосылкой социальной жизни является наличие сознания, которое позволяет человеку воспринимать предшествующий опыт, делать на его основе выводы, передавать другим людям информацию о своих замыслах и ожиданиях. Прежде чем совершить действие человек осознает его необходимость, строит в уме идеальный образ результата и соотносит с ним свои поступки. Именно поэтому развитое сознание можно считать решающей предпосылкой социальной жизни.